Византия пережила за свою более чем тысячелетнюю историю несколько периодов
тяжелейших спадов и блестящих подъемов. Первый кризис империя пережила в VII
веке, лишившись Северной и Средней Италии в результате лангобардского
завоевания, утратив Сирию, Палестину, Египет, Месопотамию в результате арабских
вторжений. С середины VIII века Византия начала восстанавливать свою
государственную мощь, возвратив многие занятые арабами территории; началось
Македонское Возрождение.
В XI веке новую угрозу империи создали турки-сельджуки. В 1071 году они
уничтожили византийскую армию в битве при Манцикерте, взяли в плен императора
Романа IV Диогена и беспрепятственно двинулись на Константинополь.
Противоречия внутри правящего сословия и неблагоприятные внешние
обстоятельства, вызванные нашествиями турок-сельджуков и норманнов, привели к
утрате Византией малоазийских (1071) и южно-италийских владений (1081). Только
воцарение Алексея I, основателя династии Комнинов (1081-1185) и главы пришедшего
вместе с ним к власти военно-аристократического клана, позволило вывести страну
из затяжного кризиса. В результате энергичной политики Комнинов Византия в XII
веке возродилась как могущественная держава. Она вновь стала играть активную роль в
мировой политике, удерживая под своим контролем Балканский полуостров и
претендуя на возвращение Южной Италии, однако главные проблемы на востоке так и
не были окончательно разрешены. Большая часть Малой Азии оставалась в руках
сельджуков, и поражение Мануила I (1143-1180) в 1176 году при Мириокефалоне положило
конец надеждам на ее возвращение. Византия лишилась владений в Киликии, Армении
и на Восточном побережье Средиземного моря. Из состава империи стали выходить
обретавшие самостоятельность народы. Так возникло в 1187 году Второе Болгарское
царство, обрела независимость Сербия. Ситуация осложнилась внутриполитическим
кризисом, дворцовыми переворотами.
Наметившийся закат Византии происходил одновременно с обновлением жизни
средневековой Европы. Латиняне устремились на Восток, сначала как паломники,
затем как купцы и крестоносцы. Их военная и экономическая экспансия, не
прекращавшаяся с конца XI столетия, усугубляла духовное отчуждение, нараставшее в
отношениях между восточными и западными христианами. Его симптомом стала Великая
схизма 1054 года, знаменовавшая собой окончательное расхождение восточной и западной
богословских традиций и повлекшая обособление христианских конфессий. Крестовые
походы и установление латинских восточных патриархатов еще более способствовали
напряженности отношений между Западом и Византией. В дело вмешались римский
папа и монархи Западной Европы. IV Крестовый поход изменил свое направление, и
последней его целью стал Константинополь. В 1204 году столица Византии была
штурмом взята крестоносцами, произошел раздел империи. На востоке образовалась
Трапезундская империя во главе с династией Великих Комнинов. В Малой Азии
возникла Никейская империя, объявившая себя правопреемницей Византии. Эти
притязания мотивировались авторитетом Никеи как места Вселенских соборов и места
пребывания константинопольского патриарха.
В 1261 году никейскому императору Михаилу VIII Палеологу удалось овладеть
Константинополем и восстановить Византию. Начался последний подъем Византийской
империи. В культуре получило развитие Палеологовское Возрождение. С окончанием
«никейского изгнания» и возвращением империи в Константинополь начинается
последний период существования Византии, называемый по имени правящей династии
Палеологовским (1261-1453). Ее экономическая и военная немощь в эти годы
компенсируются ростом духовного авторитета предстоятеля Константинопольской
кафедры в пределах православного мира, всеобщим оживлением монашеской жизни,
вызванном распространением учения исихастов. Церковные реформы конца XIV
столетия унифицировали письменную традицию и литургическую практику и распространили ее
во всех областях Византийского Содружества. Искусства и ученость при
императорском дворе переживают блестящий расцвет (так называемой Палеологовский ренессанс).
С начала XIV века турки-османы отняли у Византии Малую Азию, а с
середины того же века приступили к захвату ее владений на Балканах. Особое
значение для политического выживания империи Палеологов приобрели отношения с
Западом и неизбежная уния церквей как гарантия помощи против иноверных
захватчиков. Церковное единство формально было восстановлено на
Ферраро-Флорентийском соборе 1438-1439 годов, однако оно никак не сказалось на судьбе
Византии; большинство населения православного мира не приняло запоздалой унии,
посчитав ее изменой истинной вере. Константинополь — все, что осталось в XV веке
от некогда великой империи, — был предоставлен самому себе, и 29 мая 1453 пал
под натиском турок-османов Мехмеда II. С падением Константинополя рухнула
тысячелетняя твердыня восточного христианства и завершилась история государства, основанного Августом в I веке до нашей эры.
История древних цивилизаций →
Исламская цивилизация → |