Хранилище мифологии
 

Цивилизация Месопотамии

Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная древнегреческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология народов Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская  и  германская мифология
Славянская и древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Вавилон

Вавилонское государство начала II-го тысячелетия до нашей эры названо по городу Вавилону, но и после его возвышения часто по традиции называлось Шумер и Аккад, так как занимало примерно те же территории. Возвышение Вавилона и образование государства вокруг этого нового центра произошло при царях аморейской династии. Крупнейший представитель этой династии, Хаммурапи, объединил большую часть Двуречья, подавляющее большинство населения которого принадлежало к потомкам шумеров и аккадцев, слившихся в единый народ «черноголовых».

Около 1894 года до нашей эры амореи создали самостоятельное государство со столицей в Вавилоне, начиная с этого времени роль Вавилона, самого молодого из городов Месопотамии, неуклонно росла в течение многих веков. Кроме Вавилона амореи образовали царство в Аккаде со столицей в Иссине, в Ларсе, Эшнунне.
Вначале Вавилонское царство не играло особой роли. Первым царем, который начал активно расширять пределы государства, был Хаммурапи (1792 – 1750 годы до нашей эры), в 1785 году он завоевал Урук и Иссин, в 1763 году – Эшнунну и Ларсу, затем покорил область вдоль среднего течения Тигра, включая Ашшур. Основу благосостояния жителей Вавилонии составляло сельское хозяйство. Заботясь об урожае, они восстанавливали старые и прокладывали новые ирригационные системы. Однако из-за засоления земель, типичного при орошении в климате с малым количеством осадков, урожайность постепенно падала. Земледелие оставалось в значительной мере общинным. Лишившись земли за долги, человек лишался и всего комплекса гражданских прав, более того, он не мог более отправлять важнейший культ предков. В период правления Хаммурапи разложение сельской общины и обращение в рабство за долги уже приняло значительный характер. Из законов Хаммурапи видно, что рабство утратило свой прежний патриархальный характер.

Царь Хаммурапи ограничивал долговое рабство, так как от уменьшения числа свободных граждан страдало и государство: меньше становилось войско, меньшее число людей облагалось повинностями. В этот период уже существовали профессиональные агенты, занимавшиеся оптовыми торговыми и ростовщическими операциями (тамкары). Возрос удельный вес денежного хозяйства, вытеснявшего оплату натурой, и обмен. Оплата труда ремесленников привлекала их со всех концов Месопотамии и из других стран. Возвышение Вавилона привело к его превращению в крупнейший религиозный центр: местный бог Мардук занимал место главы шумеро-аккадского пантеона. Проводившиеся здесь празднества Нового года, во время которых царь касался рук Мардука, стали кульминацией культа и признанием божественности царской власти. Пышно справлялся также и культ Инанны-Иштар.

После смерти Хаммурапи вавилонским царем стал его сын Самсуилуна (1749 – 1712 годы до нашей эры), ему пришлось отражать натиск касситских племен, которые жили в горных областях к востоку от Вавилонии. Около 1742 года до нашей эры касситы во главе со своим царем Гандашем совершили поход на Вавилонию, но смогли утвердиться только в предгорьях к северо-востоку от нее. В конце XVII века до нашей эры Вавилония, переживавшая внутренний кризис, уже не играла значительной роли в политической истории Передней Азии и не могла сопротивляться чужеземным нашествиям. В 1594 году до нашей эры пришел конец господству вавилонской династии, а город был захвачен хеттским царем Мурсили I. Когда хетты вернулись с богатой добычей в свою страну, Вавилон был захвачен царями Приморья. После этого в 1518 году до нашей эры страна была покорена касситами, однако вскоре касситские цари были ассимилированы местным населением.

Хотя Вавилония в этот период рядом с Египтом и начавшей возвышаться Ассирией играла довольно скромную роль, ее правителям удавалось лавировать между великими державами (сохранилась интенсивная дипломатическая переписка этого времени). Из Египта Вавилония получала коней и золото в обмен на продукцию местных ремесленников. Большой ущерб был нанесен вторжением эламитов, положивших конец правлению касситов. Несколько раз в Вавилон вторгались ассирийцы. В начале 10 столетия до нашей эры кочевые племена арамеев-халдеев заселили большую часть Месопотамии, смешавшись с местным населением. Ослабленная Вавилония стала постоянным объектом для нападений ассирийских царей, один из которых, Тиглатпаласар III, провозгласил ее частью Ассирийского царства и включил в свою титулатуру.

История древних цивилизаций
Вавилонское право





При использовании материалов линк на проект Хранилище мифологии приветствуется!




Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Цверги
Драконы Эльфы

История древних цивилизаций