Преодоление китаизации Японии началось при Сётоку (573 – 621 годы). Этот
император был страстным поклонником буддизма. Он ввел новые императорские
инсигнии: украшенные золотом одежды, ритуалы поклонения императору,
предусматривавшие передвижения на четвереньках, а в присутствии императорской
особы – задом к нему, дабы не быть испепеленным божественным сиянием. Он
провозгласил первую конституцию. Конституцией предусматривалось беспрекословное следование
ритуалу, непререкаемый авторитет старших, неукоснительное исполнение надлежащих
каждому состоянию обязанностей. Сётоку изменил порядок и число рангов в
соответствии с принципами буддизма.
Всего были установлены 6 рангов:
- сетоку (святая добродетель), подобающий только императору;
- седзин (человеколюбие);
- серай (учтивость);
- сесеин (искренность);
- сеги (справедливость);
- сети (мудрость). Ранги предоставлялись в зависимости как от личных качеств государственного
служащего, так и от заслуг рода.
Сётоку Япония обязана своим названием. В 608 году он отправил дипломатическую
миссию в Китай; посольство обратилось к китайскому императору как к правителю
«страны, где заходит солнце», тогда как свою собственную страну послы называли
«страной, где восходит солнце», по-японски «Нихон», от этого слова и происходит
европеизированное название «Япония». Китайский император счел себя оскорбленным,
дипломатическое послание было растоптано, а послы казнены. Сётоку ответил
разрывом отношений с Китаем. Китайцы были изгнаны из Японии. Китайский язык и
китайская письменность были запрещены. Сётоку была создана слоговая японская
азбука, которая и была введена в качестве официальной письменности. Наконец,
Сётоку стал автором первой истории Японии – «Нихон-секи». Он же заложил
прецедент особого поведения императора, отказа от власти по религиозным
соображениям. Сам Сётоку отказался от престола, постригся в монахи и остаток жизни прожил в монастыре.
«Нихон-секи», «Нихонги» («Анналы Японии»),
мифолого-летописный свод, окончательно составленный в 720 году группой
сановников и чиновников под руководством принца Тонэри. Состоит из тридцати
свитков, написан на древнекитайском литературном языке. Представляет собой
ценнейший источник по религии синто и раннеяпонской истории, входит в число
шести японских общегосударственных хроник. Центром повествования являются мифы,
предания и события, связанные с правящим родом. После неудачной попытки создания
общегосударственной идеологии на основе «Кодзики» составление свода «Нихон секи»
оказалось плодотворным, этот текст всегда служил одним из основных источников
для государственной и этнической самоидентификации. В отличие от «Кодзики», в
«Нихон секи» представлены сведения о буддизме, родах переселенцев из Кореи и
Китая. Изложение исторических событий является намного более подробным.
Уникальной особенностью памятника является многовариантность изложения
синтоистского мифа: представлены версии одного и того же мифа, сохранявшиеся
различными могущественными родами. Свод «Нихон секи» был составлен под влиянием
китайской исторической мысли при непосредственном участии иммигрантов, однако
местная традиция внесла существенные корректировки. Так, положение о
принципиальной возможности смены правящей династии (так называемый «мандат
Неба») было полностью проигнорировано, что наложило отпечаток на всю дальнейшую
историческую и культурную традиции
История древних цивилизаций →
Эпоха Нара и Хайян → |