|
Энциклопедия всемирной мифологии Хранилище мифологии является образовательным и просветительским проектом и посвящена мифологиям основных культур древнего мира - шумерской, зороастрийской, египетской, ведийской, античной, кельтской, скандинавской, славянской, китайской, японской мифологии, а также мифологии Мезоамерики. Мифологические традиции и история древних цивилизаций по праву составляют основу идей и понятий, являющихся фундаментом мировоззрения современного человека.
В древних сказаниях заложены все ключевые аспекты бытия: великая любовь и ревность; конфликт старого и нового поколений; мужество и жестокость мужчин, особенно на полях сражений; проказы плутов, любителей нарушить размеренную скуку жизни; тяжесть болезни или увечья; таинство смерти, загробная жизнь, включая возрождение и переселение душ, а также жизнь после смерти; влияние колдовства на разум и тело; страсть к странствиям или смертельные схватки с чудовищами; горечь предательства; внезапность несчастья, удачи и всего, что связано с судьбой; отношения между земным и небесным, между людьми и богами; мифы о мировом потопе; гипотезы сотворения мира и происхождения общества; и последнее, пожалуй самое важное — желание постичь сущность вселенной.
О попытках понять всю сложность мира свидетельствуют мифы древних народов, некогда живших в Месопотамии, очаге цивилизации, а также в Палестине, Древнем Иране, Египте, Индии, Китае и Японии. Природные стихии постоянно грозили гибелью населению этих стран, поэтому их мифы рисуют жизнь как непрерывную борьбу человека с силами хаоса и его победу. Так, аккадская Тиамат, чудовищное воплощение первобытного
мирового хаоса-океана, погибает в яростной битве с богом Мардуком, который после победы в сражении сотворил мир.
Характерной особенностью восточных мифологий является представление древних о загробной жизни человека как о продолжении земной. Это ярко отразилось в мифах о царстве мертвых, о загробном суде
справедливого египетского бога Осириса, свирепого индийского владыки мира мертвых Ямы и японского демона ада Эмма-о.
По-иному трактуются эти извечные вопросы в мифах Греции, Кельтики, Скандинавии, хотя европейские боги и богини, а также герои и смертные, сталкиваются с теми же
проблемами жизни, смерти и судьбы. Так, афинский герой Тесей успешно справился с чудовищным Минотавром, но бросил свою
верную помощницу, царевну Ариадну, а следствием его беспечности стала гибель отца Тесея, который бросился со стены афинского Акрополя.
Древние греки были величайшими мифотворцами Европы. Именно они придумали слово "миф" (в переводе с греческого "предание", "сказание"), которым мы сегодня
называем удивительные истории о богах, людях и фантастических существах. И в нашем веке людей волнует старая как мир история Эдипа, убийцы отца поневоле;
приключения Ясона, пересекшего Черное море в поисках волшебного золотого руна; судьба Елены, прекраснейшей из женщин, которая послужила причиной Троянской войны;
странствия хитроумного Одиссея, одного из храбрейших греческих воинов;
история титана Прометея, даровавшим людям божественный огонь; удивительные
подвиги могучего Геракла, а также истории великого множества других персонажей.
Своеобразие кельтских мифов заключается прежде всего в том, что в них чаще всего речь идет о героях, и меньше — о богах. Идеалом островитян можно считать бесстрашного Кухулина, в одиночку защищавшего Ольстер от вторжения ратей
Медб, королевы Коннахта. Мифы кельтов достаточно драматичны, так неспособность Кухулина
на миг остановиться и поразмыслить привела к тому, что он своей рукой убил Конлайха, родного сына от амазонки Айфе. Одну из многочисленных загадок
кельтской мифологии представляет собой «явление» короля Артура, его внезапное вторжение в ход мифологической истории. Преданиям и историям об Артуре и его рыцарях
(Ланселот, Персиваль, Овэйн, Борс, Галахад, Гавейн и другие), вне всякого сомнения, присущ подлинный исторический колорит, но они имеют и столь же бесспорно мифический характер.
В отличие от греков и кельтов народы Северной Европы в своих сагах не создали ярких драматических традиций. Они почитали своих небесных
богов – асов, главным из которых считался Один, бог Солнца. Кроме него выделялись Тор, бог грома и молнии; Тюр, бог войны; Хед, слепой бог судьбы; Локи, хитрый и зловредный бог огня; богини -
Фрейя, богиня любви и красоты; Скади, суровая богиня охоты, и другие. Великим героем скандинавских преданий был Тор, гроза великанов, воинственный крушитель вражеских черепов, обладатель чудесного молота Мьёлльнира. В то же время морским разбойникам-викингам был по душе и Один, бог сражений и вдохновитель грозных берсеркеров.
Своим воинам - викингам верховный бог Один даровал райскую жизнь в своем небесном чертоге
Вальхалле, где эйнхерии (доблестно павшие викинги) днем сражались, а ночью пировали в обществе прекрасных валькирий.
Мифы сплетают сложные узоры обстоятельств, не зависящих от смертных или богов. Так предназначение и судьба в европейской мифологии почти всегда предрешены.
Бог Один не может справиться с неизбежной гибелью богов в день Рагнарёк; кельтский бог солнца Луг не может спасти своего сына Кухулина
от гибели. Даже Зевс, верховный бог древних греков, был обязан лишь следить за ходом предсказанных событий.
Иной, по-своему интересный взгляд на мир отражен в мифологии славян-язычников, которые не выделяли себя из окружающей среды,
добродушно-наивно очеловечивая всю природу. Правда, христианизация прервала эту многообещающую традицию, и сведения о пантеоне славянских богов весьма скудны.
Наиболее полно сохранилась мифология восточных славян. Часть сведений о ней записана в 12 столетии в "Повести временных лет", которая сообщает, что князь Владимир Святой стремился создать общегосударственный языческий пантеон. Однако принятие им христианства в 988 году повлекло за собой уничтожение идолов так называемого
Киевского пантеона (Род, Сварог, Даждьбог и другие), а также запрет язычества и его обрядов. Старые боги стали отождествляться с христианскими святыми:
грозный Перун превратился в святого Илью, мудрый бог Велес — в святого Власия, удалой Ярила — в святого Георгия.
Славяне почитали богов жизни и смерти (богини Жива и Морана), плодородия и царства растений, небесных светил и огня, неба и войны; олицетворялись не только солнце или вода, но и многочисленные домовые и прочие духи; поклонение и преклонение выражалось в принесении кровных и бескровных жертв. Славянские боги обитали на небесах; духи природы жили рядом с человеком: в доме, в поле, в лесах и реках.
Это домовые, полевики, лешие, русалки, водяные, овинники, банники, а особым почетом у славян пользовались древние духи предков своего рода или общины; во время своеобразных ритуальных обрядов им подносилась первая ложка и первый кубок...
Идет время, однако мифы, первичный пласт культурной жизни человечества, продолжают привлекать наше внимание, поскольку в
этих древних сказаниях по-прежнему можно разглядеть глубинную суть бытия.
|
|