Берегиня Автор Виктор Корольков |
Некоторые ученые считают, что название «берегиня» сходно с именем громовержца
Перуна и со старославянским словом «прегыня» - «холм, поросший лесом». В свою
очередь, это слово родственно слову «брег», «берер». А ведь ритуалы по
вызыванию, заклинанию берегинь свершались обычно на возвышенных, холмистых
берегах рек.
Пожалуй, не менее значимо здесь слово «оберег». Ведь великая богиня должна была
оберегать созданных ею людей!
Постепенно наши предки уверовали, что берегинь живет на свете множество, обитают
они в лесах. Культ великой Берегини был представлен березой - воплощением
небесного сияния, света, поэтому со временем именно береза стала особо
почитаться на «русалиях»: древних языческих празднествах в честь берегинь - лесных русалок.
Согласно народным поверьям, в берегинь обращались просватанные невесты, умершие
до свадьбы. Например, те девушки, которые покончили с собой из-за измены
коварного жениха. Этим они отличались от русалок-водяний, которые всегда живут в
воде, там и рождаются. На Русальной, или Троицкой, неделе, в пору цветения ржи, берегини появлялись с того света: выходили из-под земли, спускались с небес по
березовым ветвям, выныривали из рек и озер. Они расчесывали свои длинные зеленые
косы, сидя на бережку и глядясь в темные воды, качались на березках, плели
венки, кувыркались в зеленой ржи, водили хороводы и заманивали к себе молодых
красавцев. Каждый парень был для берегини утраченным женихом, и многих они свели
с ума своей красотой и жестокостью.
Но вот заканчивалась неделя плясок, хороводов - и берегини покидали землю, чтобы
опять вернуться на тот свет. В день Ивана Купалы люди устраивали им проводы:
веселились, надевали маски животных, играли на гуслях, прыгали через костры. |