Лада, в славянской мифологии богиня
любви и красоты. Именем Лада древние славяне называли не только изначальную богиню
любви, но и весь строй жизни — лад, где все должно было ладно, то есть хорошо.
Все люди должна уметь ладить друг с другом. Жена называла любимого ладо, а он ее
— ладушкой. «Лады», — говорят люди, когда решили какое-то важное дело, а в
древности ладником называли уговор о приданом: лады — помолвка, ладило — сват,
ладканя — свадебная песня.
И даже оладьи, которые пекли по весне в честь возрождающейся жизни, от того же
корня.
Тогда же пели: Благослови, мати,
Ой мати Лада, мати!
Весну закликати...
И, конечно, мать Любовь давала свое благословение людям на призывание весны.
Богиня Лада была известна многим европейским народам.
Литовцы и их соседи, летты, во время купальских празднеств славили Ладу. Они
пели: «Lada, Lada, dido musu deve!» («Лada, Лада, великая наша богиня!») — и
приносили в жертву белого петуха.
Когда в XII веке до н. э. дорийцы завоевали Грецию, то они принесли с собой
культ Лады, чье имя на их языке означало Госпожа. С тех пор наша Лада прочно
поселилась в древнегреческой мифологии, она даже раздвоилась, став, в первую
очередь, титанидой Лето (в Риме ее называли Латоной), матерью Аполлона и
Артемиды. Интересно, что Лето и ее дети оказывали помощь троянцам (родственному
предкам русов народу) против ахейцев. Затем она же воплотилась в возлюбленную
Зевса — Леду, родившую близнецов Диоскуров.
Почему мы можем утверждать, что Лето и Леда это и есть славянская Лада, что у
них общего, кроме сходства имен? Во-первых, все три богини были связаны с
культом белого лебедя, священного животного Лады, имя которой означало, кроме
прочего, «лебедушка». Зевс именно по этой причине явился к Леде
в виде белого лебедя. А литовцы приносили в жертву Ладе белого петуха как замену
лебедя (в самом деле, сложно было в те времена в Литве найти лебедей). Обе
гречанки, Лето и Леда, родили божественных близнецов, а у Лады тоже была двойня
— Лель и Полель.
Но в славянских землях Ладу почитали более, чем
где-либо. Сохранились сведения о том, что в дохристианские времена в нижней
части Киева, на Подоле, стоял величественный храм Лады. В центре стояла статуя
божественно красивой женщины в розовом венке. Ее золотые волосы были украшены
речным жемчугом, а длинное русское платье, перехваченное в талии золотым поясом,
покрывали драгоценные и сложные орнаментальные вышивки. У основания статуи
дымились благовония, лежали груды цветов, которые служители ежедневно заменяли
новыми букетами.
Здание храма было традиционно построено из «живого» материала — дерева (эта
традиция строго соблюдается, например, на Востоке — в Китае и Японии), сплошь
покрытого серебряными пластинами. Тысячи горящих свечей отражались в этих
серебряных плитах и сполохами освещали все вокруг. Действительно, это было
поразительное, неземное по красоте, зрелище. Мифологи конца XVIII и первых
десятилетий XIX столетия (Попов , Чулков , Кайсаров ) не сомневались в ее
существовании, приняв без проверки показания о ней Иннокентия Гизеля , который в
своем "Синопсисе" говорить: "четвертый идол Ладо; сего имеяху бога веселия и
всякого благополучия, жертвы ему приношаху готовящиеся к браку, помощию Лада
мняще себе добровеселие и любезно житие стяжати". Гизель черпал свои
сведения о языческих богах из книг польских историков Кромера и Стрыйковского.
Кромер, в свою очередь, повторил домыслы Меховиты о
том, что Лада соответствовала у язычников-поляков греческой Леде. В этом
Меховита расходится с Длугошем, который утверждал, что у древних поляков Ладо
соответствовал римскому Марсу. В настоящее время можно считать доказанным, что
Длугош и позднейшие польские историки выводили языческого бога Лада или богиню
Ладу из припевки "ладо", встречающейся в народных песнях. Примеры создания
мифической личности из непонятой припевки встречаются в мифологии: так,
греческий певец Линос обязан своим существованием припевке "ай лену" (ai lenu)
финикийских песен. Наследовав богиню Ладу от историков XVI - XVIII веков, наши
исследователи мифологии (Афанасьев и другие) старались подтвердить ее
существование у славян ссылками на разные источники, оказавшиеся, по
исследованию А.А. Потебни ("Объяснения малорусских и сродных народных песен"),
весьма сомнительными. Достоверно только то, что припев "ладо" встречается в
песнях весенних, летних и свадебных. Формы припева разнообразятся: "Ай дид, ой
ладо", "диди-лади, ди-диладушки", "ой диди ладу", "диди ладой", "ой дид ладо",
"ладо, ладо, ладо мое" и другие. Как в Саратовской губернии говорят "давайте
дидикать", то есть играть хороводные песни, от припева "диди", так
сербохорватский припев "ладо" дал производный глагол "ладати", то
есть петь песни с этим припевом накануне Юрьева дня. Слово "лада" - старинное
русское; в "Слове о полку Игореве" оно встречается в 4-х случаях, в применении к
мужу; в нынешних великорусских песнях оно употребляется частью в женском роде
("я ищу себе ладу милую"), частью в среднем ("мое ладо ревниво").
При использовании материалов линк на проект Хранилище мифологии приветствуется!