В «Повести временных лет» летописец Нестор называет Велеса «скотьим богом», покровителем домашних
животных. Возможно, этот монах плохо знал дохристианскую мифологию Руси или
постарался приуменьшить значение сына Рода, брата Сварога.
Велес — один из величайших богов древнего мира. Его главным деянием стало то,
что он привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. День стал сменять
ночь; за зимой неизбежно следовали весна, лето и осень; за выдохом — вдох, после
печали — радость. Это было не однообразное повторение одних и тех же циклов, а
обучение основам жизни. Люди учились преодолевать трудности и ценить счастье.
Коловращение происходит по высшему закону Прави вслед за движением Солнца по
небу — Посолонь. Направляющей силой является Великая Любовь, помогающая в
испытаниях. Именно об этой силе написал итальянский поэт Данте в «Божественной комедии»:
«Любовь, что движет Солнце и светила».
Символом этого движения от Тьмы к Свету,
от Нави через Явь к Прави, является знак солнцеворота, или на санскрите —
свастика. При этом очень важно знать, куда направлены изогнутые лучи
солнцеворота: если верхний луч смотрит влево, то движение будет идти «по часовой
стрелке» — Посолонь — слева направо, к Прави.
Если же верхний конец
свастики повернут вправо, то движение жизни пойдет вспять — Осолонь, «против часовой
стрелки», от мира богов — Прави, к черной Нави, обители Чернобога, Седуни и Дыя.
Такой символ является «гербом» сил Тьмы. Человек, следующий от Добра ко Злу,
будет все больше озлобляться, чернеть душой. Не зря же и в наши дни, мы трижды
плюем через левое плечо, за которым стоит злая сила, а о хорошем деле говорим,
что оно правое, то есть правильное. Этот закон правильности
движения дал миру Велес. Он записан в священной «Книге Велеса»(«Велесовой
Книге»). А напоминали о нем и толковали людям волхвы, служители великого (это
слово образовано от имени Велес) бога. Таким образом, Велес был не только помощником в практической жизни, но и
изначальным, вечноживущим мудрецом, а также учителем Закона.
Обширные, богато украшенные храмы Велеса были во многих местах русской земли:
вблизи Новгорода, в других местах Русского Севера, в Ростове и Киеве. В
христианскую эпоху культ Велеса был заменен почитанием покровителя скота Святого
Власия. В Новгороде на месте былого храма проложена Волосовая улица. В Ростове
воздвигнут храм Святого Власия. На Украине на зимние Святки и Масленицу можно
встретить ряженых — людей в «волосатых», мехом наружу, тулупах и в рогатых
масках. Это все, что осталось от праздников Велеса. Русские летописи по договорам Олега и
Святослава с греками: В лето 6415 (911): "Цесарь же Леон с Александрьмь мир
сьтвориста с Ольгьм, имьшеся по дань и роте заходивьше межю собою, целовавьше
сами крьст, а Ольга водивьше на роту и мужа его по Русьскому закону и кляшася
оружием своимь и Перуньмь, богьмь своимь и Волосьмь скотиемь богьмь и утвердиша
мир". В лето 6479 (971). "...да имеем клятву от бога, в нь же веруем и от Перуна
и от Волоса, скотия бога".
Вероятно, Велес и податель богатства (через скот, основное богатство кочевых
племен - "бог скотов" ("О идолах Владимировых"), а позднее и просто бог
достатка, который зарабатывается трудом на протяжении всей жизни. Есть все
основания полагать, что именно Велес следит за исполнением законов и договоров,
он отец и рассудитель истины, подобный Гермесу и Одину. Потому "Вторый (идол)
Волосъ, бог скотiй, бяше у них (язычников) во великой чести" ("Густинская
летопись").
Упоминание Велеса в договоре, рядом с Перуном - покровителем князя и дружины, не
случайно. Меркурия германцы также призывали в паре с воинственным Марсом. И не
случайна здесь сакральная пара - мудрый, старый, не совсем положительный в
христианском смысле этого слова "скотий бог" и сильный, молодой воин-властитель.
Несмотря на явные атрибуты черноты Велес, как Один, Меркурий и Гермес - бог наук
и мудрости. В "Слове о Полку Игореве" находим "Чи ли воспети было, вещий Бояне,
Велесовь внуче...". Встречается его имя и в позднем по записи обрядовом тексте
македонских болгар, так называемой "Веде славян" в изд. Верковича (IV, 5.5-13).
А в мифологии балтов черного бога именуют Виелоной, Велнсом или Велсом, что
собственно и означает "чёрт", "дьявол" - это постоянный противник Громовержца и
владелец мира мертвых, шут и трикстер. Довольно заметна идентичность этого имени и сходства этого образа со славянским Велесом.
В христианском апокрифе "Хождение Богородицы по мукам" Велес прямо назван бесом,
но еще он назван и "злым богом", почти как Чернобог у Гельмольда в "Славянской
Хронике" (подразумевается, что были и добрые боги, обращаем внимание на
множественное число): язычники "это те, которые богами называли; солнце и месяц,
землю и воду, зверей и гадов, кто в жестокосердии своем дал богам имена, как
людям, и те, которые почитали Утрия, Трояна, Хорса, Велеса, превратив бесов в
богов. И в этих злых богов верили люди".
Боже ле Власе ле
Жива ма Юда учила
Да си пее Ясна Книга,
да си пее и да пише.
Учила ма, Боже, научила.
И ты, Боже, да ма учишь
Да си праве кушер-та.
Да ми дадешь триста вола,
Триста вола, триста крави
Дословно по другому списку: "вероваша, юже ны бе тварь Бог на работоу створил,
то то они все богы прозваша солнце и месяц землю и водоу, звери и гады, то
сетьнее и члвчь окамента оутрия трояна хрса велеса пероуна на Богы обратиня
бесом злым вероваша, доселе мракмь злым одержими соуть, того ради сде тако моучаться".
Рядом с ним, Велесом, в перечне стоят Троян, согласно сербским легендам опасающийся солнечного света и имеющий
козлиные уши великан, а также Хорс. "Слово о полку Игореве" свидетельствует о некоем ночном пути Хорса, ибо Всеслав
рыскал в образе волка именно ночью:
"Всеслав князь людем судяше, князем грады рядяше, а сам в ночь волком рыскаше; из Кыева дорискаше до кур Тмутороканя, великому Хорсови волком путь прерыскаше".
Чехи, даже приняв христианство, помнили Велеса, как одного из самых могущественных "демонов", приносили в жертву ему черных кур и голубей. В "Слове святого Григория"
сказано о поклонении славян "скотному богу и попутнику и лесну богу". То есть Велесу - богу скотьему, покровителю путешественников, богу лесов.
Велес Бог мудрости и удачи мог принимать любые обличья.
Чаще всего Велеса изображали мудрым стариком, защитником растений и животных
О черноте Велеса свидетельствует отсутствие его столпа в пантеоне князя Владимира, столп Велеса стоял отдельно, не на холме, а на Подоле. Между тем и разделываются с Велесом
в Киеве при Владимире, отправляя в загробным мир по реке, то есть не уродуют, а хоронят старого бога. В "Житие Владимира" говорится: "А Волоса идола... веле в Почайну реку воврещи"
Этим, якобы Владимир отправил Велеса, как доселе и Перуна, в плавание в царство мертвых. Упокоил, стало быть, двух самых известных славянских богов.
Впрочем, в Ростове много позже каменный кумир Велесу рушат. В житие Авраамия Ростовского сказано: "Чудский конец поклонялся идолу каменну, Велесу."
Обращаем внимание на сакральное местоположение кумира - Чудский конец. С Велесом
сравнивается непосредственно бес, владеющий знанием о спрятанных кладах.
И Авраамий, уничтоживший "идолу камену" Волоса в Ростове, "едва не стал жертвой
беса", преобразившегося в свою противоположность - "в образ воина, который
возвел на него навет "царю" Владимиру..". Бес "обвинил Авраамия в том, что тот
занимается волхвованием, что он утаил от князя найденный им в земле медный котел
с деньгами".
Это поистине дьявольская издевка достойна трикстера Локи и навьего
бога - Одина. И Авраамий, уничтоживший "идолу камену" Волоса в Ростове, "едва не стал жертвой беса",
преобразившегося в свою противоположность - "в образ воина, который возвел на него навет "царю" Владимиру..".
Бес "обвинил Авраамия в том, что тот занимается волхвованием, что он утаил от князя найденный им в земле медный
котел с деньгами". Это поистине дьявольская издевка достойна трикстера Локи и навьего бога - Одина.
В "Сказании о построении града Ярославля", источнике XVIII века, восходящем к
древней записи, "которая хотя и подновлялась позднее, но тем не менее в
достаточной степени отразила истинный ход событий", прямо говориться, что волхвы
были жрецами "скотьего бога": "Сему же многоказненному идолу и керметь (капище)
створена бысть и волхов вдан, а сей неугасимый огнь Волосу держа и жертвенная
ему кури". Жрец гадал по дыму костра, и если гадал плохо, а огонь угасал, то
жреца казнили. И люди эти клятвою у Волоса обещали князю жить в согласии и
оброки давать ему, но только не хотели креститься… При засухе язычники молили
слезно своего Волоса, чтобы низвел дождь на землю… На месте, где некогда стоял
Волос, тут и дудки, и гусли, и пение, раздававшееся много раз, и плясание некое
было видимо. Скот же когда на этом месте ходил, необычной худобе и недугу
подвергался. Говорили, что вся эта напасть была гневом Волоса, что он
превратился в злого духа, дабы сокрушить людей, как сокрушили его и керметь".
Николай Карамзин пересказывает (без ссылки на источник, но это по сути один из
вариантов "Великопольской Хроники") "для любопытных" "басни", в одной из которых
находим: "Словено-Русские князья, обрадованные такою грамотою (от Александра
Македонского), повесили оную в своем капище с правой стороны идола Велеса...
Чрез несколько времени восстали от их рода два князя Лях (Мамох, Лалох) и Лахерн,
воевали землю Греческую и ходили под самый царствующий град: там, близ моря,
положил свою голову Князь Лахерн (где создан был после монастырь Влахернский...)".
С большой долей вероятности можно говорить, что Велес - водчий и пастырь мертвых
как его балтские аналоги, как и святой Николай. "Бежит река огненная, чрез огненну
реку калиновый мост, по тому калинову мосту идет стар матер человек; несет в
руках золотое блюдечко, серебряно перышко... сбавляет с раба божьего семьдесят
болезней". Бог-оборотень, хозяин магии и сокровенного, властитель перекрестков, навий бог,
как нами было показано в нашей предыдущей книге , где проводился функциональный
анализ образов Тота, Гермеса, Меркурия, Одина, Велеса. Одно из его имен Мокос -
муж Макоши, богини судьбы (нам известно по меньшей мере четыре поминания
Мокоша-Мокоса в мужском роде) - таким образом и сам Велес, выступающий в
сказках, как старик с путеводным клубком - бог Удачи. Заметим, что в
индоевропейской традиции боги имеющие сходные имена, обладали и сходными
функциями. Например, римские лары, русские мавки, русалки, римские Фавн и Фавна,
индийские Адитьи и т.д.
У словен приильменских, Волос-Велес, вероятно, выступал также под именем Ящера
или Волхова. Почитание приходилось на 19 декабря - Николу Водяного Волх, Волхов,
Волховец - также и сын Ящера, бог-оборотень, бог охоты и добычи подобный Велесу,
вероятно, владелец вод и, возможно, покровитель воинов, указания на него есть в
"Слове о Полку Игореве", былинах о Волхе Всеславиче и Садко, Первых Новгородских
летописях, как Вук-Огненный Змей описан у сербов. Первопредок - Серый вещий Волк
из русских сказок. Ипостась Велеса. День его отмечают в средней полосе России 2
октября, это начало охотничьего сезона. Волосыни - жены Велеса, созвездие Плеяд
согласно И.И.Срезневскому (они же Власожелищи, Бабы) со ссылкой его на сочинение
Афанасия Никитина "Хождение за три моря": "Волосыни да кола въ зорю вошли, а
лось головою стоитъ на восток" . Волосожары - Млечный Путь - "Велес чесався и
волосья разбросал". По древнейшим представлениям (египтяне, германцы, славяне),
Вселенная появилась от небесной коровы. Млечный путь - ее молоко. Велес - сын
Коровы Вселенной. Лось - Созвездие Большой Медведицы - чертоги Велесовы.
Итак, Велес:
1. "Скотий бог" - хозяин Дикой Природы.
2. Водчий на всех Дорогах, господин Путей, покровитель всех путешественников.
3. Хозяин Нави, властитель Непознанного, Черный бог.
4. Посмертный судья и прижизненный испытатель.
5. Могучий волшебник и повелитель магии, оборотень.
6. Покровитель торговли, посредник в договорах и толкователь законов.
7. Податель богатств.
8. Покровитель знающих, учитель искусствам, в том числе скальдическому.
9. Бог удачи.
День Велеса - среда, камень - опал или обсидиан, металл - свинец или ртуть,
дерево - ель, сосна, орех или ясень (тис), именно из них следует делать обереги,
посохи, кумиров и прочие предметы, связанные с культом Велеса. Мифообраз
северного бога-волшебника, конечно, несколько иной, чем в Южной Традиции.
Местами устройства жертв Велесу и посвящений ему являются густые хвойные леса.
Зачастую непролазные с покляпыми деревьями и валежником, Велес волохат и любит
мхи да лишайники, а также грибы, возможно, ставили ему кумир или клали требы на
развилке и перекрестках трех лесных дорог. Три вечнозеленых дерева (часто сосны
- отсюда и "заблудиться в трех соснах") и муравейники - тоже знаки Велесовы.
Если на равнинной местности - то те же перекрестки, но с одиноким деревом или камнем на них.
На капищах Велеса могли висеть не только грамоты с письменами, как в легенде, а
также скотьи черепа или рога. Вероятно, и сам кумир Велесу увенчивали рогами -
еще и отсюда его отождествление с Сатаной, или кривой палкой.
Велесу жертвовали медью, ибо он - бог благополучия и достатка, шерстью и мехом,
а также возливали пивом и квасом - теми напитками, которые он научил людей
готовить по одной из легенд. Изображения кумиров Велеса могут содержать
изображения того же рога (или быть рогатыми), а также мертвую человечью голову в
руке бога. Кумиры Велесу, согласно реконструкции Д.Громова, ставили не на
вершине холмов, а на склоне или в низине, ближе к водам. Его, Велесовы, дни
праздновали особо торжественно 22-24 декабря, 31 декабря, 2 и 6 января - в дни
Николы Зимнего, 24 февраля просили "скотьего бога" сшибить рога с Зимы. А также
чтили его и в дни чествования Николы Вешнего - 22 мая (Ярилин день, семик). 12
июля - когда ставят первый сноп и начинают косить, заготавливая сено для скота.
Между 18 и 20 августа Велесу завивали клок на убранном поле "на бородку" -
Николина борода.
На протяжении всех веков языческая традиция противостояния Черного и Белого бога
продолжается и проявляет себя на всех уровнях. Первый - Старый - умиротворяет
природу, второй - Молодой - ее возрождает, а с ней и восстает сам, полный сил.
Весной молодой сменяет старого, а Новый меняет Прежнего. Затем цикл повторяется,
и так будет вечно.
«Велесова книга» («Влесова книга», «Книга Велеса») — перевод священных текстов новгородских волхвов IX века,
в которой рассказана древнейшая история славян и других народов от конца II тысячелетия до нашей эры до конца I тысячелетия нашей эры (IX век).
Подробнее об истории обретения и утраты «Велесовой книги»