Инпу или Анубис, в египетской
мифологии бог и покровитель умерших; почитался в образе лежащего шакала черного
цвета или дикой собаки Саб или в виде человека с головой шакала или собаки. Инпу-Саб считался судьей богов, подтверждением этому служит то, что по-египетски
слово "саб" - "судья" писалось со знаком шакала. Центром культа Инпу был город
семнадцатого нома Каса или по-гречески Кинополь, "город собаки", однако его
почитание очень рано распространилось по всему Египту. В период Древнего царства
Инпу считался богом мертвых, его основные эпитеты "Хентиаменти", то есть тот,
кто впереди страны Запада (Царства мертвых), "владыка Расетау" (Обиталище
мертвых), "стоящий впереди чертога богов". Согласно "Текстам пирамид", Инпу был
главным богом в царстве мертвых, он считал сердца умерших, а Осирис главным
образом олицетворял умершего фараона, который оживал подобно богу. Однако
постепенно с конца третьего тысячелетия до нашей эры функции Инпу переходят к
Осирису, которому присваиваются его эпитеты, а Инпу входит в круг богов,
связанных с мистериями Осириса. Вместе с Исидой он ищет его тело, охраняет его
от врагов, вместе с Тотом присутствует на суде Осириса. Инпу играет значительную роль в погребальном ритуале, его имя упоминается во
всей заупокойной египетской литературе, согласно которой одной из важнейших
функций Инпу была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его
в мумию (эпитеты "ут" и "имиут" определяют Инпу как бога бальзамирования). Инпу
приписывается возложение на мумию рук и превращение покойника с помощью магии в
ах ("просветленного", "блаженного"), оживающего благодаря этому жесту; Инпу
расставляет вокруг умершего в погребальной камере Гора детей и дает каждому
канопу с внутренностями покойного для их охраны. Инпу тесно связан с некрополем
в Фивах, на печати которого изображался лежащий над девятью пленниками шакал.
Инпу считался братом бога Баты, что отразилось в сказке о двух братьях. По
Плутарху, Инпу был сыном Осириса и Нефтиды. Древние греки отождествляли Инпу с
Гермесом. |