Нейт, в египетской мифологии богиня
города Саис. Культ Нейт возник в западной части дельты Нила и в Ливии, а
впоследствии распространился по всему Египту. Наивысший расцвет ее культа
относится ко времени XXVI Саисской династии в 7-6 веках до нашей эры. Нейт
изображали в виде женщины в короне Нижнего Египта, часто - кормящей грудью двух
маленьких крокодилов. Ее фетиш - щит с двумя перекрещенными стрелами. На острове
Элефантина и в Латополе (где она вытеснила местную богиню Небтуи) Нейт считалась
женой Хнума. Иногда отождествлялась с Хатор. В Нейт соединялись одновременно
мужское и женское начало, она имела функции демиурга.
Уже в "Текстах пирамид" и надписях Древнего царства имя Нейт встречается неоднократно, она почиталась как
мать бога Себека и путеводительница умерших. Вообще Нейт постоянно выступает в
качестве матери божеств, особенно солнечных, и в месте своего особенного
почитания, Саисе, играла первенствующую роль, не входя в состав триады. До
степени главного божества страны возвысилась в так называемую саисскую эпоху,
совпадающую с началом синкретизма и гностического направления в религии; поэтому
с Нейт сопоставлялись все женские божества и с ее именем соединялись довольно
возвышенные философско-богословские представления. Плутарх и Платон передают
следующим образом саисский догмат: "Я все бывшее, настоящее и грядущее; моего
покрывала никто не открывал; плод, рожденный мной — солнце". Это подтверждается
египетскими текстами поздних времен, например следующей молитвой: "о великая
мать, рождение которой непостижимо. О богиня юная, великая, покрывало которой не
открывается! О, открой свою завесу, сокровенная, ибо не дано мне пути, чтобы
войти к тебе. Явись, прими мою душу и защити ее руками твоими".
Особенно ревностным проповедником ее славы был жрец Учагор, посвятивший Камбиза в
мистерии богини Нейт. Большинство мифологов склоняется видеть в Нейт демиурга,
космическое божество материи, из которой воссиял солнечный бог; лук и стрелы, с
которыми она изображалась, указывали, может быть, на лучи солнца. Нередко ей
приписывался характер воинственной богини, поражающей силы противные свету, а
также врагов Египта. Это послужило одной из причин ее сопоставления с Афиной.
Геродот описывает ее праздник, состоявший в паломничестве в Саис и зажжении по
всему Египту лампад; он же упоминает об ее оракуле. Культ Нейт, вероятно, был
известен ливийцам; по крайней мере, ее иероглиф был одним из знаков их
татуировки. Изображалась она часто кормящей грудью крокодилов, а также на
саркофагах, вместе с Селкит.
Нейт является создательницей семи богов и людей. Ее называли "Великая Нейт -
мать богов Амаунтет, которая родила Рат-тауи, великую Ихет, родившую солнце",
"отец отцов и мать матерей". Один из эпитетов Нейт - "открывательница путей" на
запад. В древнейший период Нейт - богиня войны и охоты; как богиня воды и моря
она - мать бога-крокодила Себека, а также вообще всех крокодилов. Связанная с
заупокойным культом, Нейт являлась главой "дома бальзамирования"; вместе с
Исидой, Нефтидой и Серкет изображалась на саркофагах. Считалось также, что Нейт
обладает магической силой: лечит больных, отгоняет злые силы, поэтому она часто
изображалась на подголовнике ложа. |