Онурис или Анхур, в египетской
мифологии бог охоты; почитался также и как бог войны. Центром культа Онуриса был
город Тинис, где он считался демиургом, творцом вселенной. Супругой Онуриса являлась богиня
Мехит, сыном был Инмутеф, отождествлявшийся с Гором. В мифах чаще всего
выступает как солнечный змееборец: помогает Ра в борьбе с Апопом, Гору
Бехдетскому в битве с Сетом. Связан с мифом о возращении солнечного Ока Тефнут в
Египет. По одному из вариантов, Ра посылает за ней в Нубию Онуриса, основе этого
мифа в дальнейшем возник эпитет бога Онуриса - "тот, кто приводит издалека".
Онурис отождествлялся с Гором, Шу, у греков - с Аресом. С мифами о сотворении мира тесно связаны мифы о солнечных богах. Солярные мифы
отражают две группы представлений: о смене времен года, которые являются более
древниеми, и о борьбе солнца с мраком и злом, олицетворенным в образах чудовищ и
различных страшных животных, особенно змей. С прекращением приносящего засуху
знойного ветра пустыни хамсина и оживлением растительности связан миф о
возвращении солнечного ока - дочери Ра Тефнут. Тефнут, поссорившись с Ра,
царствовавшим в Египте, в образе львицы удалилась в Нубию, в область Бугем. В
представлении египтян, уход богини вызывал наступление засухи. Чтобы она
вернулась в Египет, Ра посылает за ней в Нубию Шу и Тота, принявших образ
павианов. Они должны вернуть Тефнут к отцу, завлекая ее пением и танцами. В
более раннем варианте мифа её заманивает в Египет бог охоты Онурис. Вернувшись,
Тефнут вступает в брак со своим братом Шу, что предвещает рождение природой
новых богатых плодов. Праздник возвращения любимой дочери Ра отмечался и в
исторический период. В египетских календарях он назывался "днём виноградной лозы
и полноты Нила". Население Египта встречало богиню песнями и плясками. |