Адонис (Αδωνις), в греческой
мифологии божество финикийско-сирийского происхождения с ярко выраженными
растительными функциями, связанными с периодическим умиранием и возрождением
природы. Миф об Адонисе в наиболее полном виде представлен у Аполлодора (III 14,
4), Овидия (Метаморфозы, X 300-524, 708-739) и Антонина Либерала (XXIV). Адонис
- сын Феникса и Алфесибеи (варианты: ассирийского царя Тианта и его дочери
Смирны или кипрского царя Киниры и его дочери Мирры). Богиня Афродита (Венера),
рассердившись на не почитавшую её царскую дочь (будущую мать Адониса), внушает
той страсть к родному отцу, который поддаётся соблазну, не подозревая: что
вступает в связь с собственной дочерью, и после этого проклинает её (Овидий,
Метаморфозы, X 300-478). Боги превращают несчастную в мирровое дерево, из
треснувшего ствола которого рождается ребёнок удивительной красоты - Адонис.
Афродита передаёт младенца в ларце на воспитание Персефоне, не пожелавшей в
дальнейшем расстаться с Адонисом. Спор богинь разрешает Зевс, предназначив
Адонису часть года проводить в царстве мертвых у Персефоны и часть года на земле
с Афродитой (в финикийском варианте Астартой), спутником и возлюбленным которой
он становится. Разгневанная оказанным Афродите предпочтением, Артемида насылает
на юношу дикого кабана, который смертельно его ранит (Аполлодор, III 14, 4;
Овидий, Метаморфозы, X 708-716). По другой версии (Птолемей, Гефест. I. p. 183), Адонис жертва гнева Аполлона (его месть Афродите за
ослеплённого ею сына Аполлона Эриманфа) или ревнивого супруга богини Ареса (в
финикийском варианте Астара) (Вергилий, Энеида, V 72). Афродита горько
оплакивает Адониса и превращает его в цветок, окропив нектаром пролитую кровь
(Овидий, Метаморфозы, X 717-739). Юношу оплакивают хариты и мойры, из крови его
расцветают розы, из слез Афродиты - анемоны.
Культ Адониса существовал в Финикии, Сирии, Египте, на островах Кипр и Лесбос.
В Библе было святилище Афродиты, где происходили оргии в честь Адониса, сопровождавшиеся священной проституцией, причём первый день был
посвящен плачу, а второй - радости по воскресшему Адонису. Рассказывается о реке
Адонис, которая ежегодно окрашивается в красный цвет, когда, по преданию, в
горах Ливана гибнет Адонис. Однако здесь же скептические pассуждения о красной
почве, придающей реке кровавый цвет (Лукреций, De dea Syr. 8). В пятом веке до нашей
эры культ Адониса распространился в материковой Греции. В Аргосе женщины
оплакивали Адониса в особом здании (Павсаний, II 20, 6). В Афинах во время
праздника в честь Адониса под плач и погребальные песни повсюду выставлялись
изображения умерших (Плутарх, Alcib. 18; Niс. 13). Адонии - праздник в честь
Адониса - были особенно популярны в эпоху эллинизма, когда распространились
греко-восточные культы Осириса, Таммуза и др. Поздней весной и ранней осенью
женщины выставляли небольшие горшочки с быстро распускающейся и так же быстро
увядающей зеленью, так называемые "садики Адониса" - символ мимолетности жизни. В
Александрии пышно праздновали священный брак Афродиты и юного Адониса, а на
следующий день с причитанием и плачем статую Адониса несли к морю и погружали в
воду, символизируя возвращение его в царство смерти. В мифе об Адонисе
отразились древние матриархальные и хтонические черты поклонения великому
женскому божеству плодородия и зависимому от него гораздо более слабому и даже
смертному, возрождавшемуся лишь на время, мужскому коррелату. В мифе и культе
Адониса явственно прослеживается развёрнутая символика вечного круговорота и
гармоничного единения жизни и смерти в природе.
Европейская драматургия обращалась к мифу об Адонисе в 16-17 веках (пьесы "Адонис и Венера" Лопе де Вега; "Адонис" И. Гундулича и др.).
Чаще миф находил воплощение в поэзии этого периода (поэмы "Венера и Адонис" У. Шекспира; "Адонис" Дж. Марино; "Адонис", Ж. Лафонтена и др.).
Адонис - один из самых популярных персонажей античной живописи (помпейские фрески,
вазопись) и пластики (рельефы саркофагов, погребальных урн и др.). Европейское
искусство обращается к мифу в средневековой книжной миниатюре (иллюстрации к
Овидию). С начала 16 века миф находит воплощение во множестве произведений
живописи; наибольшее распространение приобрели сюжеты: "Венера и Адонис"
(Питер Пауль Рубенс, 1630), "Гибель Адониса" (Бакер Якоб
Андрианс, 1650), "Венера оплакивает Адониса" (Холштейн
Корнелиус, 1655). К мифу обращались Джорджоне,
Тициан, Тинторетто, Аннибале Карраччи, Веронезе, Рени, Пуссен и другие художники. В 18-19
столетиях миф находит воплощение главным образом в пластике ("Венера и Адонис"
скульптуры Антонио Кановы и Бертеля Торвальдсена; "Умирающий
Адонис" Огюста Родена). |