Адраст (Αδραστος), царь Аргоса (Аполлодор,
III 6, 1). Изгнанный своим родичем Амфиараем из Аргоса, Адраст получил от Полиба
(деда по материнской линии) царскую власть в Сикионе, но после примирения с
Амфиараем вернулся в Аргос. Своих дочерей Аргию и Деипилу он выдал замуж за
Полиника и Тидея - изгнанников, нашедших у него приют. Желая помочь зятю
Полинику вернуть отцовский трон, он возглавил поход семерых против Фив, в
котором войска семерых вождей были разбиты и спасся лишь Адраст благодаря
быстроте божественного коня Арейона (рожденного Посейдоном и Деметрой) (Аполлодор,
III 6, 1-2, 8). Так как фиванцы не хотели выдавать тела погибших под городом
вождей, Адраст, придя в Афины, умолил Тесея помочь вернуть из Фив тела погибших,
которые затем были преданы сожжению. Спустя десять лет Адраст участвовал в
походе эпигонов на Фивы (Павсаний, IX 9. 2; вариант: поход Алкмеона и других
сыновей семерых вождей, Аполлодор, III 7. 2), в котором он потерял сына Эгиалея
(Гигин, Фабулы, 71). По одному из преданий, Адраст бросился в костер вместе со
своим сыном Гиппоноем (Гигин, Фабулы, 242).
Адраст является архаическим героем, связанным со стихийными и даже
экстатическими силами, на что указывает ряд признаков. Имя Адраст означает "тот,
которого нельзя избежать" (созвучно эпитету богини Немезиды "Адрастея" -
"неизбежная"). Адраст владелец божественного вихревого коня; сам он гибнет в
огненной стихии, находится в родстве с наиболее буйными героями (Тидей, Диомед,
Пирифой). Адраст злопамятен и коварен (выдал сестру Эрифилу за Амфиарая с целью
погубить его). Культ Адраста в Сикионе, где согласно Геродоту, "прославляли его
страсти представлениями трагических хоров", почитая его "вместо Диониса"
(Геродот, V 67), указывает на глубокую связь Адраста с Дионисом, в дальнейшем во
времена тирана Клисфена (VI век до нашей эры) жертвоприношения и празднества в
честь Адраста были отменены. |