Хранилище мифологии
 

Мифология и история Древней Греции

Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная древнегреческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология народов Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская  и  германская мифология
Славянская и древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Агамемнон

Агамемнон (Αγαμέμνονας), один из главнейших героев древнегреческого национального эпоса, сын микенского царя Атрея и Аэропы, предводитель греческого войска во время Троянской войны. После убийства Атрея Эгисфом Агамемнон и Менелай вынуждены были бежать в Этолию, но царь Спарты Тиндарей, пойдя походом на Микены, заставил Фиеста уступить власть сыновьям Атрея. Агамемнон воцарился в Микенах (впоследствии он расширил свои владения и стал могущественнейшим властителем во всей Греции) и женился на дочери Тиндарея Клитеместре. От этого брака Агамемнон имел трех дочерей и сына Ореста. Когда Парис похитил Елену и все ее бывшие женихи объединились в походе против Трои, Агамемнон, как старший брат Менелая и наиболее могущественный из греческих царей, был избран главой всей рати.

"Илиада" изображает Агамемнона доблестным воином (описание его подвигов дается в 11-й книге), но не скрывает его высокомерия и неуступчивости; именно эти свойства характера Агамемнона являются причиной многих бедствий для греков. Убив однажды на охоте лань, Агамемнон похвалялся, что такому выстрелу могла бы позавидовать Артемида; богиня разгневалась и лишила греческий флот попутного ветра. Греки долго не могли выйти из Авлиды (пока Агамемнон не принес в жертву богине свою дочь Ифигению; этим фактом греческая традиция объясняет вражду Клитеместры к мужу) (Аполлодор, Эпизоды, III 21). Захватив в плен во время одного из набегов на окрестности Трои Хрисеиду, Агамемнон отказывается вернуть ее за большой выкуп отцу Хрису, жрецу Аполлона, и бог, вняв мольбам Хриса, насылает на греческое войско моровую язву. Когда выясняется истинная причина бедствия и Ахилл требует от Агамемнона возвращения Хрисеиды ее отцу, Агамемнон отбирает у Ахилла его пленницу Хрисеиду, что приводит к длительному самоустранению оскорбленного Ахилла от боев и к тяжелым поражениям греков (Гомер, Илиада, I 8-427; IX 9-692).

О дальнейшей судьбе Агамемнона повествовали не дошедшие до нас эпическая поэма "Возвращения" (7 век до нашей эры) и "Орестея" Стесихора. Злой рок преследовал весь род Агамемнона, начиная с родоначальника Тантала и кончая самим Агамемноном и его детьми — Ифигенией и Орестом. После взятия Трои Агамемнон, получив огромную добычу и Кассандру, возвратился на родину, где его ждала гибель в собственном доме; по более древней версии мифа, он пал во время пира от руки Эгисфа, успевшего за время отсутствия Агамемнона обольстить Клитеместру (Гомер, Одиссея, III 248-275; IV 524-537). Начиная с середины 6 века до нашей эры, на первый план выдвинулась версия, что Агамемнон был коварно убит собственной женой Клитемнестрой: встретив Агамемнона с лицемерной радостью, она затем в ванне набросила на него тяжелое покрывало и нанесла три смертельных удара.

Сказочное богатство Агамемнона и его выдающееся положение среди греческих вождей, о которых говорится в мифе, отражают возвышение исторических Микен в 14-12 веках до н.э. и их господствующую роль среди ранних государств Пелопоннеса. Сохранившийся ритуальный эпитет "Зевс-Агамемнон" показывает, что Агамемнон, вероятно, был первоначально одним из тех полубожественных героев-покровителей своего племени, чьи функции с образованием олимпийского пантеона перешли к Зевсу. Печальная судьба и роковой конец Агамемнона в особенности были излюбленной темой древних трагедий. Кроме Ифигении, у Агамемнона было еще три дочери. Местом погребения его называют Микены и Амиклэ. В Спарте Агамемнону воздавались божеские почести. В Херонее хранился как святыня его скипетр — произведение Гефеста.

Из драматических произведений античности, посвященных убийству Агамемнона, сохранились трагедии "Агамемнон" Эсхила (первая часть трилогии "Орестея") и Сенеки. Сюжет разрабатывался в европейской драматургии с 16 века (Г. Сакс, Т. Деккер и др.). Интерес к мифу пробудился вновь во второй половине 18 столетия (трагедии В. Альфьери, Л. Ж. Н. Лемерсье и др.). В 19-20 веках сюжет лег в основу около тридцати трагедий, драматической тетралогии Г. Гауптмана ("Ифигения в Дельфах", "Ифигения в Авлиде", "Смерть Агамемнона", "Электра").
В античном изобразительном искусстве Агамемнон - второстепенный персонаж в многофигуpных композициях (метопы северной стороны Парфенона и др.). Убийство Агамемнона нашло воплощение в росписи ряда греческих ваз и в рельефах нескольких этрусских погребальных урн.
В европейском музыкально-драматическом искусстве сюжет смерти Агамемнона лег в основу либретто ряда опер 18-20 веков.






При использовании материалов линк на проект Хранилище мифологии приветствуется!




Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Цверги
Драконы Эльфы

История древних цивилизаций