Агамемнон (Αγαμέμνονας), один из
главнейших героев древнегреческого национального эпоса, сын микенского царя
Атрея и Аэропы, предводитель греческого войска во время Троянской войны. После
убийства Атрея Эгисфом Агамемнон и Менелай вынуждены были бежать в Этолию, но
царь Спарты Тиндарей, пойдя походом на Микены, заставил Фиеста уступить власть
сыновьям Атрея. Агамемнон воцарился в Микенах (впоследствии он расширил свои
владения и стал могущественнейшим властителем во всей Греции) и женился на
дочери Тиндарея Клитеместре. От этого брака Агамемнон имел трех дочерей и сына
Ореста. Когда Парис похитил Елену и все ее бывшие женихи объединились в походе
против Трои, Агамемнон, как старший брат Менелая и наиболее могущественный из
греческих царей, был избран главой всей рати.
"Илиада" изображает Агамемнона доблестным воином (описание его подвигов дается в
11-й книге), но не скрывает его высокомерия и неуступчивости; именно эти
свойства характера Агамемнона являются причиной многих бедствий для греков. Убив
однажды на охоте лань, Агамемнон похвалялся, что такому выстрелу могла бы
позавидовать Артемида; богиня разгневалась и лишила греческий флот попутного
ветра. Греки долго не могли выйти из Авлиды (пока Агамемнон не принес в жертву
богине свою дочь Ифигению; этим фактом греческая традиция объясняет вражду
Клитеместры к мужу) (Аполлодор, Эпизоды, III 21). Захватив в плен во время
одного из набегов на окрестности Трои Хрисеиду, Агамемнон отказывается вернуть
ее за большой выкуп отцу Хрису, жрецу Аполлона, и бог, вняв мольбам Хриса,
насылает на греческое войско моровую язву. Когда выясняется истинная причина
бедствия и Ахилл требует от Агамемнона возвращения Хрисеиды ее отцу, Агамемнон
отбирает у Ахилла его пленницу Хрисеиду, что приводит к длительному
самоустранению оскорбленного Ахилла от боев и к тяжелым поражениям греков
(Гомер, Илиада, I 8-427; IX 9-692).
О дальнейшей судьбе Агамемнона повествовали
не дошедшие до нас эпическая поэма "Возвращения" (7 век до нашей эры) и "Орестея" Стесихора. Злой рок преследовал весь род Агамемнона, начиная с родоначальника
Тантала и кончая самим Агамемноном и его детьми — Ифигенией и Орестом. После
взятия Трои Агамемнон, получив огромную добычу и Кассандру, возвратился на
родину, где его ждала гибель в собственном доме; по более древней версии мифа,
он пал во время пира от руки Эгисфа, успевшего за время отсутствия Агамемнона
обольстить Клитеместру (Гомер, Одиссея, III 248-275; IV 524-537). Начиная с
середины 6 века до нашей эры, на первый план выдвинулась версия, что Агамемнон
был коварно убит собственной женой Клитемнестрой: встретив Агамемнона с
лицемерной радостью, она затем в ванне набросила на него тяжелое покрывало и
нанесла три смертельных удара.
Сказочное богатство Агамемнона и его выдающееся положение среди греческих
вождей, о которых говорится в мифе, отражают возвышение исторических Микен в
14-12 веках до н.э. и их господствующую роль среди ранних государств
Пелопоннеса. Сохранившийся ритуальный эпитет "Зевс-Агамемнон" показывает, что
Агамемнон, вероятно, был первоначально одним из тех полубожественных
героев-покровителей своего племени, чьи функции с образованием олимпийского
пантеона перешли к Зевсу. Печальная судьба и роковой конец Агамемнона в
особенности были излюбленной темой древних трагедий. Кроме Ифигении, у
Агамемнона было еще три дочери. Местом погребения его называют Микены и Амиклэ.
В Спарте Агамемнону воздавались божеские почести. В Херонее хранился как святыня
его скипетр — произведение Гефеста. Из драматических произведений античности, посвященных убийству Агамемнона,
сохранились трагедии "Агамемнон" Эсхила (первая часть трилогии "Орестея") и
Сенеки. Сюжет разрабатывался в европейской драматургии с 16 века (Г. Сакс, Т.
Деккер и др.). Интерес к мифу пробудился вновь во второй половине 18 столетия
(трагедии В. Альфьери, Л. Ж. Н. Лемерсье и др.). В 19-20 веках сюжет лег в
основу около тридцати трагедий, драматической тетралогии Г. Гауптмана ("Ифигения
в Дельфах", "Ифигения в Авлиде", "Смерть Агамемнона", "Электра").
В античном изобразительном искусстве Агамемнон - второстепенный персонаж в
многофигуpных композициях (метопы северной стороны Парфенона и др.). Убийство
Агамемнона нашло воплощение в росписи ряда греческих ваз и в рельефах нескольких
этрусских погребальных урн.
В европейском музыкально-драматическом искусстве сюжет смерти Агамемнона лег в
основу либретто ряда опер 18-20 веков.
|