Акарнан (Ακαρνάν), в греческой
мифологии сын нимфы Каллирои и Алкмеона, внук фиванского героя-прорицателя
Амфиарая.
Когда Алкмеон был вероломно убит в Фивах сыновьями царя Фегея (или им самим),
Акарнан вместе с братом Амфотером были еще младенцами. Их мать Каллироя умолила
Зевса, возлюбленной которого она стала, чтобы ее сыновья выросли за одну ночь и
смогли отомстить за отца. Зевс охотно откликнулся на просьбу Каллирои, превратил
ее сыновый в настоящих воинов. Братья умертвили не только убийц отца, но также
самого царя Фегея, его жену и всех их детей. В дальнейшем братья Акарнан и
Амфотер нашли убежище в Тегее, посвятив дельфийскому храму Аполлона ожерелье
Гармонии, ставшее причиной смерти Алкмеона и проклятия рода Амфиарая.
История Акарнана принадлежит к числу мифов о родовом проклятии и относится к
периоду упадка героической мифологии. Историческая справка.
Фивы (Θήβαι, Thebae), в древности главный город области средней Греции, Беотии,
расположенный на невысоком холме, среди плодородной Аонийской равнины. Город
имел круглую форму и был окружен стеной с семью воротами: отсюда Беотийские Фивы
назывались Семивратными.
История Фив, как древнейшего города Эллады, восходит к героическому периоду; к
Фивам примыкает целый ряд сказаний, повествовавших о Кадме (основателе Кадмеи),
о Зете и Амфионе (основателе Фив), о Дионисе, о Геракле, о Лабдакидах и Эдипе, о
походе семи царей против Фив, о походе эпигонов — сказаний, занимающих видное
место в сокровищнице древнегреческого эпического материала. Хотя в наслоениях
этих сказаний многое является чисто поэтическим вымыслом, однако, есть
возможность отыскать и некоторые исторические воспоминания. Так, в сказании о
походе Семи отражаются воспоминания о борьбе Сикиона и Аргоса с Фивами, в
сказаниях о Геракле — воспоминания о доисторической борьбе двух соперничавших
городов Беотии, Фив и Орхомена. Несмотря на свидетельства древности о
финикийском происхождении Кадмеи и на остатки семитической культуры на в
окрестностях города Фивы (святилище кабиров), едва ли возможно на основании этих
данных признать финикийскую колонизацию Беотии, области, достаточно удаленной от
моря. Хотя возникновение имени Кадмеи и кадмейцев неизвестно, однако в чисто
греческом происхождении Фив сомневаться нет оснований. Жители Фив родственны с
абантами, гиантами, минийцами, аонами, теммиками и принадлежат к
северо-восточной группе греческого племени, передвинувшейся в доисторическое
время из Фессалии. Азиатские элементы фиванских сказаний, быть может, были
привнесены ионийцами, которые если не создали, то разработали в Малой Азии
материал этих сказаний. В истории беотийских городов Фивы играют преобладающую
роль, при чем уже в доисторическую эпоху (борьба с Орхоменом) заметно стремление
города Фивы к гегемонии над соседними городами. В VI веке до нашей эры Фивы
имели политическое преобладание в в Беотийском союзе.
|