Алкестида (Άλκηστις), в греческой
мифологии дочь царя Пелия, супруга Адмета. Когда ее муж, обреченный на раннюю
смерть, получает возможность сохранить себе жизнь, если кто-либо согласятся
заменить его в царстве мёртвых, Алкестида соглашается сойти в аид вместо Адмета.
Свое peшение Алкестида объясняет тем, что муж и царь, оставшись в живых, лучше
сумеет сохранить царство и обеспечить будущее детей. Неожиданно навестивший дом
Адмета Геракл, несмотря на радушный прием, замечает, что все домочадцы
опечалены, и узнает причину их горя. Подкараулив у могилы Алкестиды пришедшую за
ней смерть, Геракл отбивает Алкестиду и возвращает ее мужу. Так излагается миф в
трагедии Еврипида "Алкестида".
Согласно более поздней версии мифа, богиня Персефона, растроганная силой
супружеской любви Алкестиды, возвращает её мужу ещё более прекрасной, чем она
была раньше (Платон, Conv. 179). В основе мифа об Алкестиде сказочный мотив
самопожертвования во имя любви.
В античном изобразительном искусстве (фрески в Геркулануме, вазопись, рельефы
саркофагов и др.) были распространены два сюжета: сватовство Адмета и прощание
супругов. В европейском искусстве широко известна скульптура Огюста Родена
"Смерть Алкестиды".
В европейской драматургии 16-20 веков этому мифу посвящены следующие
произведения: "Верная жена Алкестида и ее верный муж Адмет" Г. Сакса; "Алкестида"
Ф. Кино, а также Т. Смоллетта, К. Виланда, В. Альфьери; "Дом Адмета, или Обмен
судеб" И. Г. Гердера; "Жизнь под солнцем" Т. Уайлдера и др. Образ Алкестиды
нашел отражение в поэзии (поэма "Алкестида" Р. М. Рильке и др.).
С 17 столетия миф приобрел широкое распространение в европейском
музыкально-драматическом искусстве (оперы "Алкестида или Триумф Алкида" Ж. Б.
Люлли; "Алкестида" И. В. Франка и А. Драги; в 18 в., - "Адмет, царь Фессалии" Г.
Ф. Генделя (создал также ораторию "Алкестида"); "Алкестида" К. В. Глюка и др.
Среди балетных спектаклей: "Адмет и Алкестида" - три постановки Ж. Ж. Новера,
"Алкестида" Й. Вейгля и др. |