Алкиной (Αλκίνοος), в греческой
мифологии царь феаков, внук Посейдона, сын Навсифоя, муж Ареты, отец Навсикаи. В
своем дворце на острове Схерия, окруженном вечнозеленым садом, Алкиной радушно
принимал Одиссея, заброшенного бурей на остров. Он устроил в честь гостя пир, на
котором Одиссей рассказал о своих скитаниях. Алкиной одарил Одиссея богатыми
дарами и, выслушав историю его странствий, отправил на прекрасном корабле в
Итаку, за что жестоко поплатился. Владыка моря Посейдон так рассердился на
доброту, которую проявили феаки и Алкиной по отношению к Одиссею, что ударил по
кораблю ладонью, когда тот возвращался домой, и превратил его вместе с командой
в камень.
«С этой поры мы не станем уже по морям, как бывало, странников, наш посещающих
град, провожать», - с горечью сказал тогда Алкиной своим подданным.
Алкиной выступил посредником между Медеей, бежавшей с предводителем аргонавтов
Ясоном, и колхами, подданными отца Медеи царя Ээта, пустившимися в погоню за
ними. Поддавшись уговорам своей жены Ареты, Алкиной принял решение, согласно
которому Медея могла быть выдана отцу только в том случае, если она еще девушка.
Узнав об этом решении, Медея срочно вышла замуж за Ясона; таким образом Алкиной
получил законное основание отказать Ээту и ее преследователям остались ни с чем.
Гомер в описании Алкиноева сада рисует нам прекрасную картину этого плодородия и
богатств страны феаков. Дворец Алкиноя был чудом искусства: от порога его шли
медные стены, увенчанные сверху карнизом из лазоревой стали; входные двери были
вылиты из чистого золота, косяки и притолоки — из серебра; в преддверии стояли
вылитые Гефестом две фигуры собак — одна золотая, другая серебряная. От порога
дворца Алкиноя, огибая кругом стены, тянулись лавки богатой работы, на которых
лежали покровы: здесь знатнейшие старейшины города услаждались питьем и едой.
Тут же на высоких постаментах стояли золотые статуи юношей, в руках которых
ночью горели светильники. Во дворце жили пятьдесят рабынь-рукодельниц: одни
мололи ручными жерновами золотистую рожь, другие сучили нити и ткали столь
плотные ткани, что "и тонкое масло в них не впивалось".
Политическое устройство
страны, общественные отношения и религиозные верования являются, по-видимому,
отражением доисторической жизни ионян: поэт, описывая феаков, к сказочному
облику народа присоединил исторические черты современной ему действительности.
Как у ионян, у феаков во главе народа стоит царь, власть которого ограничена
советом из двенадцати старейшин. Есть у феаков и демос, и агора, и избирательное
начало. Как ионяне, феаки веруют в Зевса громовержца, покровителя чужеземцев и
нищих, в Посейдона, Афину, Гермеса, Аполлона; им известны также мифические
рассказы о богах и о деяниях героев. Чуждаясь иноземцев, они, однако, признают
права гостеприимства (общегреческая черта); как и ионяне, они любят пиры,
веселье, хороводы, гимнастические состязания; как ионийские женщины, феакиянки
ведут скромный образ жизни домовитых хозяек, хотя и пользуются свободою
находиться в обществе мужчин.
|