Антилох (Αντίλοχος), в греческой
мифологии сын Нестора и Эвридики. Как один из женихов Елены Антилох был обязан
отправиться на Троянскую войну. Но когда началась Троянская война, он был еще
молод, и только через два года присоединился к ахейцам. Отец был разгневан
неожиданным приездом сына и Антилох попросил Ахилла заступиться за него.
Прекрасный и храбрый юноша стал ближайшим другом Ахилла. Гомер упоминает, что
Антилох принес Ахиллу известие о смерти Патрокла и участвовал в погребальных
играх в честь убитого (Гомер, Илиада, XVIII 2-34; XXIII 301-613).
В недошедшей эпической поэме "Эфиопида" рассказывалось, что Антилох спасал отца,
теснимого союзником троянцев Мемноном, братом Приама, царем эфиопов. У Нестора
лошади в упряжке обезумели от страха, Антилох в битве спас отца ценой своей
жизни. Его прах захоронили в могиле рядом с Ахиллом и Патроклом (Пиндар, VI
28-43). Разгневанный Ахилл выступил против Мемнона и сразил его также, как он
ранее убил Гектора. Историческая справка.
Пиндар (Πίνδαρος) (около 520 — 448 до нашей эры), греческий поэт; принадлежал к
знатному фиванскому роду и был тесно связан с Дельфами, идейным центром
греческой аристократии. Произведения поэта относятся к области хорической
лирики, то есть песнопений, исполнявшихся хором на празднествах.
В одах Пиндара центральную и наиболее распространенную часть (όμφαλός)
составляет большей частью какой-либо мифологический или легендарный рассказ; ему
предшествуют и за ним следуют краткие обращения поэта к воспеваемому победителю,
похвалы народному празднеству; наконец, в разных местах оды вставлены общие
суждения в виде собственных афоризмов автора или известных народных речений.
В мифических своих рассказах Пиндар или восходил к начальным временам
городов и народных праздников, к предкам победителей, или высказывал свои
пожелания победителям и намекал на аналогичные современные отношения; в развитии
мимической части оды могли иметь место и чисто художественные мотивы. Во всяком
случае в эпиникиях Пиндара мифы были преимущественно формой, которой поэт
пользовался для своих целей, с мимической стариной не имевших ничего общего: в
этом существенное отличие Пиндара от эпических поэтов более древнего времени, у
которых Пиндар заимствовал свои рассказы. Пиндар шел еще дальше: не отвергая
реального существования народных богов и героев, он не мог помириться со многими
подробностями сложившихся о них басен, так как они не согласовались ни с его
нравственным чувством, ни с его религиозными воззрениями; такие подробности он
отвергает как вымысел поэтов, оставляя неприкосновенными прочие части мифа или легенды.
Сохранились четыре полных книги эпиникиев (хоровых победных гимнов) Пиндара –
Олимпийских, Пифийских, Немейских и Истмийских, – написанных по заказу
победителей общегреческих игр. Однако сохранившееся составляет едва ли четверть
того, что было создано поэтом, поскольку издание Пиндара, подготовленное
александрийскими учеными, включало 17 книг. Здесь имелись гимны, пеаны (молитвы
о покровительстве богов), дифирамбы (гимны Дионису), песни для торжественных
процессий, энкомии, плачи, застольные песни и, наконец, эпиникии. Поэтические
образы Пиндара великолепны и подвижны, в своем творчестве он пользуется
поэтической инверсией и гиперболой, метафорой и неологизмом.
|