Астианакт (Αστυανας), в греческой
мифологии маленький сын троянского царевича Гектора и его жены Андромахи.
Подлинное имя мальчика было Скамандрий, Астианактом («владыкой города») его
прозвали троянцы из уважения к Гектору. После взятия Трои ахейцами совет их
вождей по предложению Одиссея принял решение истребить род Приама. Окончательно
судьба Астианакта была решена, когда прорицатель Калхант предсказал, что если
ребенка оставить в живых, то он со временем отомстит за своих родителей и за
город. Все греческие цари пытались уклониться от совершения детоубийства, тогда
Одиссей сбросил Астианакта с городской стены (Еврипид, Троянки, 709-788,
1118-1250). По другой версии, Неоптолем, которому при дележе добычи досталась
Андромаха, вдова Гектора, выхватил у нее ребенка и бросил вниз со скалы.
Некоторые говорят, что Астианакт спрыгнул со стены и разбился, когда Одиссей
объявлял о пророчестве Калханта, взывая к богам для оправдания жестокого обряда.
Другие утверждают, что Астианакту удалось спастись; со временем он восстановил
Трою и основал много новых городов в Малой Азии. Историческая справка.
Падение Трои, распределение царственных пленниц между ахейскими вождями, скорбь
их при сборах в путь на далекую чужбину — таково содержание трагедии Еврипида "Троянки".
Дальнейшее развитие той же темы составлили трагедии "Гекуба" и "Андромаха". В
первой из них скорбь и отчаяние Гекубы, у которой отнимают Поликсену для
заклания на могиле Ахилла, сменяются необузданной яростью старой царицы-пленницы
и жаждой мести фракийскому царю Полиместору, за умерщвление сына ее Полидора.
"Андромаха", только отчасти сходная с одноименной трагедией Расина, поставлена
была в Аргосе, в то время, когда аргосцы заключили союз с Афинами против Спарты
(424-422 годы до нашей эры). Страстная речь Андромахи против Менелая и убийц
Астианакта у Еврипида служит как бы выражением антиспартанской политики Афин и
Аргоса. |