Аталанта (Atalanta), в греческой
мифологии участница калидонской охоты (Аполлодор, I 8, 2-3) и похода
аргонавтов (Диодор, IV 41). Вероятно, образ Аталанты возник из слияния двух
первоначальных образов героинь: аркадской, славившейся меткой стрельбой из лука,
и беотийской, знаменитой быстротой ног.
Аталанта — аркадианка, дочь Яза и Климены; воспевается в греческих сказаниях,
как славная охотница, искусная в стрельбе из лука.
Аталанта — беотянка, дочь Схенея, славилась красотой и быстротой бега.
Отец Аталанты, недовольный тем, что родилась дочь, а не сын, выбросил ребенка, и
девочку вскормила медведица, а воспитали охотники.
Когда девушка подросла, она стала единственной женщиной, принявшей участие в
знаменитой калидонской охоте.
В "Мифологической библиотеке" Аполлодора упоминается свыше двадцати участников
калидонской охоты: калидонцы Мелеагр и Дриас, плевронцы - сыновья Фестия,
мессенские близнецы Идас и Линией, Диоскуры из Спарты, Тесей из Афин, аркадяне
Анкей и Кефей, фессалийцы Адмет, Пирифой, Пелей и Ясон, Амфиарай из Аргоса,
Амфитрион и его сын Ификл из Фив и др. Аталанта из Аркадии первая ранила
калидонского вепря и получила за это от влюбленного в нее Мелеагра (нанесшему
зверю смертельную рану) почетную награду: голову и шкуру зверя. Аталанта
отказывалась от замужества и застрелила из лука двух покушавшихся на ее
девственность кентавров (Аполлодор, III 9, 2). Всем сватавшимся к ней она
устраивала испытание, предлагая состязаться в беге. Пропустив жениха вперед, она
в полном вооружении бросалась вдогонку, и тот, кого она настигала в пределах
намеченного для состязания участка, должен был поплатиться жизнью. После того
как многие добивавшиеся ее руки погибли, Гиппомен (по другим источникам Меланион)
сумел победить Аталанту хитростью. Он выбрасывал на бегу золотые яблоки, подымая
которые, Аталанта проиграла состязание. Став женой Меланиона, Аталанта родила
ему Парфенопея. По другим версиям отцом Парфенопея были Мелеагр (Гигин, Fab. 70,
99) или Арес (Аполлодор, III 9, 2). Супружество Аталанты было недолгим и
окончилось трагически: Зевс наказал предававшихся любви в его храме супругов,
превратив обоих во львов. Согласно представлениям древних, львицы сочетаются
только с леопардами, поэтому постигшее Аталанту наказание лишало ее возможности
продолжать брачные отношения с мужем (Овидий, метаморфозы, X 560-704; Гигин, Fab.
185). Некоторые черты мифа об Аталанте (вскармливание ее молоком медведицы,
девственность, успехи в охоте) сближают ее с богиней-девственницей Артемидой и
позволяют считать ее ипостасью этой богини охоты. Сцены калидонской охоты нашли широкое отражение в античной пластике: рельефы
храма Афины в Тегее и римские саркофаги, произведения вазописи ("ваза Франсуа" -
кратер работы Клития и Эрготима), помпейские фрески и др. С 16 века
разрабатывались два сюжета мифа: "Гиппомен побеждает Аталанту в беге" (Я.
Йорданс, Г. Рени, А. Хоубракен и др.) и "Мелеагр приносит Аталанте голову вепря"
(фрески на вилле Фарнезина, картины П. П. Рубенса, Я. Йорданса, Н. Пуссена, П.
Лели и др.), последний сюжет был особенно распространен в эпоху барокко, т.к.
позволял воплощать весьма популярные в тот период сцены охоты. Европейская
драматургия обращается к мифу об Аталанте, начиная с 17 веке ("Аталанта" Лопе де
Вега и Ю. Пальмотича). Миф послужил основой для либретто ряда опер 17-18 веков
(оперы "Аталанта" А. Драги, Н. А. Штрунцка, А. Стеффани, Г. Ф. Генделя, И. А.
Хассе и других композиторов).
|