Атрей (Ατρέας), в греческой
мифологии сын Пелопа и Гипподамии. Изгнанный из Микен отцом вместе с братом
Фиестом за убийство сводного брата Хрисиппа, Атрей поселился в Микенах и стал
царем (власть в Микенах Атрею вручил временно царь Эврисфей, отправляясь в поход
против Гераклидов, в котором он погиб (Фукидид, I 9).
В "Илиаде" (Гомер, II 100-108) еще ничего не сообщается о вражде между братьями:
царский посох Атрея, символ его власти, переходит по наследству к Фиесту, от
него к сыну Атрея - Агамемнону.
Существенное изменение сказания произошло, по-видимому, в киклическом эпосе,
откуда заимствовали основные линии сюжета аттические трагики и более поздние
источники. Вражда Атрея и Фиеста воспринимается здесь как следствие "проклятия
Пелопидов", влекущего за собой вереницу страшных преступлений с обеих сторон.
Начало ей кладет спор между братьями за власть: Атрей знал, что у него в стаде
появился золотой барашек, и предложил в народном собрании присудить царский трон
тому, кто предъявит златорунного барашка как свидетельство благосклонности к
нему богов. Между тем Фиест, соблазнив жену Атрея - Аэропу, уже успел при ее
посредстве выкрасть барашка и предъявить его собравшимся. Атрей взывает к Зевсу
о помощи, и тот в знак своего благоволения к нему изменяет ход солнца и других
небесных светил (по одним источникам, вместо обычного движения с востока на
запад солнце стало всходить на западе и заходить на востоке; по другим, - солнце
до этого момента всходило на западе и только после вмешательства Зевса
установился нынешний порядок). Избранный царем Микен Атрей изгоняет Фиеста с
детьми, но затем, желая отомстить за осквернение своего супружеского ложа,
инсценирует примирение с братом и приглашает его на пир ("пир Фиеста"), где
подает Фиесту угощение, приготовленное из мяса его зарезанных детей (Аполлодор,
II 10-13); к этому эпизоду некоторые источники приурочивали вторую перемену в
движении солнца, восстанавливавшую нарушенный ранее порядок. Узнав после обеда,
чем его угостили, Фиест призвал проклятия на Атрея и его род, которые
осуществились затем в судьбе Агамемнона и Ореста. Пелопс (Пелоп), в греческой мифологии сын малоазийского царя Тантала. Пригласив
богов на пир, Тантал подал мясо убитого им Пелопса. Разгневанные боги оживили
Пелопса. Став мужем дочери царя Элиды, Пелопс унаследовал власть в Элиде и
распространил ее на всю южную Грецию, название которой «Пелопоннес» («остров
Пелопса») древние греки, естественно, связывали с именем Пелопса.
Пелопиды (Πελοπίδαι) — потомки Пелопса: Атрей, Агамемнон, Орест и другие, с
именами которых связано возвышение Аргоса. На основе сказаний о Пелопидах
сложились многие греческие трагедии. Судьба Пелопидов - Атрея и Фиеста послужила
сюжетом многих произведений античной драматургии (в том числе Софокла и
Еврипида), из которых до нас дошла трагедия Сенеки "Фиест". В 17-18 веках было
создано много переводов и переделок этой трагедии. Наиболее значительные
произведения на этот сюжет создали: в 18 столетии - X. Ф. Вайзе ("Атрей и
Фиест"), И. Я. Бодмер ("Атрей и Фиест"), Вольтер ("Пелопиды"), Уго Фосколо
("Фиест"); в 19 веке - X. М. Эредия ("Атрей"), И. В. Мюллер ("Аэропа"). |