Аттис (Attis), в греческой
мифологии бог фригийского происхождения, связанный с оргиастическим культом
Великой матери богов по имени Кибела (называемой греками Рея, а также Кивева или
Диндимена), дарительницы плодоносных сил земли, символа вечно женственного
начала мира. Происхождение Аттиса загадочно. Известно три варианта мифа об
Аттисе. Один приводит император Юлиан Отступник в своей знаменитой философской
поэме о Кибеле на основе рассказа Павсания. Вот как первая версия мифа излагается императором Юлианом. Аттис младенцем был
брошен матерью у вод Галла (приток Сангарии). Когда он вырос и возмужал, то стал
красавцем, и его возлюбила Мать богов – Кибела, заповедовав ему служить лишь ей
и не любить другой женщины. Однако Аттис влюбился в нимфу Сангарию, божество
реки, и сочетался с ней в пещере. Кибела навела на него исступление, во время
которого Аттис оскопил себя, после чего был прощен Кибелой и возведен ею в
небесную высь. Вторая версия Павсания (VII 17, 9-12) гласит, что Аттис был сыном фригийца Калая
и родился неспособным к деторождению. Когда он вырос и переселился в Лидию, то
стал славен благодаря совершению таинств Великой Матери. Зевс позавидовал этой
славе и наслал на Аттиса вепря, который и убил его. Третий вариант мифа рассказывает христианский автор Арнобий, ссылающийся,
впрочем, на жреца Тимофея из рода Евмолпидов, жившего в Египте при Птолемее I на
рубеже IV-III вв. до н.э. Арнобий утверждает, что Аттисов миф Тимофей извлек из
тайных книг и сокровеннейших мистерий древности.
В горной местности Зевс находит Кибелу, свою мать, спящей и, влекомый к ней
кровосмесительной похотью, пытается овладеть ею. Зевсу это не удается, и он
изливает свое семя на горный камень. Этот камень зачинает ребенка и рождает
андрогина Агдистис (Агдестис), существо муже-женской природы, подобно андрогинам
Платона наделенное гигантской силой и безграничным вожделением к обоим полам.
Бесчинства Агдистис вызывают беспокойство богов, и те посылают на землю Вакха
Либера (видимо, Диониса Лиэя, Освободителя, который сам мог отождествляться с
Аттисом). Вакх Либер наполняет вином источник, к которому ходит на водопой
Агдистис. Последний напивается вина и засыпает. Вакх обвязывает его гениталии
петлей из тончайшего и острейшего волоса, а другой конец привязывает к его ноге.
Агдистис просыпается и дергает ногой, оскопляя сам себя. Таким образом,
Агдистиса лишают мужского пола, и он остается только женщиной, второй (земной)
Кибелой. Капли крови Агдистис питают землю, и из нее вырастает цветущее и
благоухающее миндальное дерево. Нимфа Нана или Мама, дочь речного бога Сангария,
проходила мимо, сорвала цветущую ветку и положила ее к себе за пазуху. От этого
нимфа забеременела и родила младенца Аттиса, носителя обособившегося от Агдистис
ее мужского пола.
Нимфа бросает новорожденного Аттиса, и его вскармливает коза.
Он стал юношей прекрасным, как бог. Его увидела земная Кибела, женщина-Агдистис,
и влюбилась в него. Но родственники Аттиса сосватали его за царскую дочь из
Пессинута и отправили юношу к ней. Во время брачного пира в чертоги врывается
Кибела-Агдистис. Ужас обуревает всех гостей, и они впадают в исступление.
Царь-отец оскопляется, невеста отрезает свои груди. Обезумевший Аттис бежит в
лес и тоже оскопляется, с криком осуждения бросая отсеченные гениталии к ногам
Агдистис, после чего умирает, истекая кровью. Из крови Аттиса вырастают цветы и
деревья. Терзаемая раскаянием Кибела-Агдистис умоляет Зевса воскресить Аттиса и
сделать его вечно юным и нетленным. Воскресший Аттис вместе с Агдистис
возносятся на небеса. Культ Аттиса был распространен в эллинистическом мире и в
204 году до нашей эры проник в Рим вместе с культом Великой матери. Аттис -
любимец Кибелы, страж ее храма, который нарушил обет безбрачия, увлекшись
нимфой. Кибела губит нимфу, насылает на Аттиса безумие, и тот оскопляет себя
(Овидий IV 223-246). Небольшая поэма Катулла "Аттис" (1 век до н.э.) исполнена
ужаса и отчаяния перед зависимостью от иррационального, мрачного могущества
Кибелы. В культе Аттиса объединены оргиазм плодородия и его аскетическое
самоограничение, характерное для Кибелы, упорядочивающей стихийность природных
сил. Европейская драматургия редко обращается к этому мифу; в 17 веке бвыли созданы
трагедии "Неодолимая сила судьбы или Аттис" С. Реттенбахера, "Аттис" Ф. Кино.
Среди опер 17-18 веков известны: "Аттис" Ж. Б. Люлли, Дж. А. Перти, А. Ариости,
Р. Кайзера, Й. Мысливечека, Н. Пиччини.
|