Авгий (Αυγείας), в греческой
мифологии царь племени эпеев в Элиде, сын Гелиоса (варианты: Посейдона, Эпея,
Форбанта) и Гирмины, брат Актора, участвовал в походе аргонавтов, на Лемносе
сошелся с одной из прислужниц Ипсипилы и та родила ему дочь Агамеду. По
возвращении из похода он, воспользовавшись смертью Пелопа и отсутствием в Элее
его сыновей, захватил элейский трон. Затем увез с Лемноса свою дочь. Авгий
владел подаренными ему отцом бесчисленными стадами. За один день Геракл обещал
Авгию очистить много лет не убиравшийся, заросший навозом скотный двор (пятый
подвиг Геракла - очищение Авгиевых конюшен); за это Авгий должен был отдать
Гераклу десятую часть своего скота. Тот отвел протекавшие неподалеку реки и
направил их воды так, что они смыли все нечистоты. Авгий, узнав, что Геракл
действовал по приказу Эврисфея, не отдал ему условленной платы, что вызвало
войну, сначала неудачную для Геракла, так как на помощь к Авгию пришли его
племянники Молиониды.
3атем Геракл убил Авгия и его сыновей, захватил его дочь Эпикасту (которая
родила герою сына Тестала). Существует также миф, изложенный Павсанием, о том,
что Авгий не был убит Гераклом, а вернул после поражения свое царство, где после
смерти почитался как герой. Несомненна связь мифа об Авгии с культом солнца, о
чем свидетельствует как происхождение Авгия (сын Гелиоса), так и значение имени
("сияющий"). Историческая справка.
Элида (Ήλις или Ήλεία, Elis) — в македонский период занимала северо-западную
часть Пелопоннеса, граничившую на юге с Мессенией по реке Неде, на востоке с
Аркадией по реке Эриманту, на севере с Ахайей по реке Лариса и Скиллидскому
хребту, на западе с Ионическим морем.
Традиционная история считает исконными жителями страны кавконов и эпейцев.
Впоследствии, при переселении греческих племен в Пелопоннес, Элида была занята
этолянами, которые составляли господствующий класс в стране. Будучи сперва
незначительной по объему, Элида в VI веке донашей эры увеличилась присоединением
Писатиды, затем Акрореи и Трифилии, после чего элейцы отняли у пизатидов
заведование Олимпийским празднеством. Олимпийская святыня долго обеспечивала
Элиде мирное существование, устраняя возможность ведения войн, и была источником
материального и политического процветания страны. С конца V века последовательно
афиняне, лакедемоняне, аркадяне и македоняне стали покушаться на свободу и
неприкосновенность Элиды. Элейцы предпочитали жить поселками; мирный характер
страны избавлял их от необходимости строить укрепленные города, которых поэтому
в Элиде было немного. Главным городом области была Элида на Пенее, возникшая в
471 году до нашей эры. Из других городов более значительны были Бупрасий,
Элейский Пилос, Пиза, Олимпия (на правом берегу Алфея, близ Пизы, собственно не
город, а священный участок Зевса, застроенный храмами и множеством принадлежащих
к ним зданий), Летрины, Скиллунт, Трифилийский Пилос, Ленрей. Несмотря на
высокий престиж области, заключавшей в своем центре всеэллинскую святыню, элейцы
пользовались дурной славой, вследствие наклонности к пьянству, лжи и педерастии
и полного несоответствия идеалу воинственного и крепкого населения. |