Аякс (Αίας), в греческой мифологии
имя двух участников Троянской войны; оба воевали под Троей как соискатели руки
Елены. В "Илиаде" они часто выступают рука об руку, в битве за стену, окружающую
ахейский лагерь, в обороне кораблей, в сражении за тело Патрокла и сравниваются
с двумя могучими львами или быками (Гомер, Илиада, XIII 197-205; 701-708).
Аякс Оилид (Αίας Oιλνιος), сын Оилея и Эриопиды (Эриопы), царь Локриды,
предводитель ополчения в сорок человек из Локриды, области средней Греции.
Искусный копьеметатель и прекрасный бегун, уступающий в скорости только Ахиллу.
Его воины славятся как лучники и пращники. Этот, так называемый "малый Аякс", -
не столь могуч и не столь высок ростом по сравнению с Аяксом Теламонидом (Гомер,
Илиада, II 527-535). Он известен своим буйным и дерзким нравом. Так, во время
взятия Трои он совершил насилие над Кассандрой, искавшей защиты у алтаря Афины (Аполлодор,
V 22; Вергилий, Энеида, II 403-406). По совету Одиссея ахейцы собирались за это
святотатство побить Аякса камнями (Павсаний, X 31, 2), но тот нашёл убежище у
алтаря той же Афины. Однако при возвращении флота из-под Трои разгневанная
богиня разбила бурей у Кикладских островов ахейские корабли (в т.ч. корабль
Аякса, метнув в него молнию). Аякс спасся и, уцепившись за скалу, похвалялся,
что он жив вопреки воле богов. Тогда Посейдон расколол трезубцем скалу, Аякс
упал в море и погиб. Тело его было погребено Фетидой на острове Миконос, вблизи
Делоса (Гигин, Fab. 116). Святотатство Аякса по решению оракула жители Локриды
искупали в течение тысячи лет, посылая в Трою ежегодно двух дев, которые
прислуживали в храме Афины, никогда не покидая его. Согласно Аполлодору и
Полибию, этот обычай прекратил свое существование после Фокидской войны в 4 веке
до нашей эры. Аякс Теламонид (Αίας Τελαμώνιος), ведет свой род от Зевcа и нимфы Эгины. Он -
внук Эака, сын Теламона и Перибеи, двоюродный брат Ахилла. Имя его связано с
мифом, в котором фигурирует Геракл как друг саламинского царя Теламона. Во время
посещения острова Саламин Геракл обращается с мольбой к Зевсу даровать Теламону
доблестного сына; когда Зевс в знак согласия с просьбой Геракла посылает в виде
знамени орла, Геракл советует Теламону назвать будущего сына именем Аias (от
греч. aietos - орел; Аполлодор, III 12 7). Аякс Теламонид - царь Саламина,
приведший под Трою двенадцать кораблей (Гомер, Илиада, II 557-558). Под Троей
Аякс прославился как герой, уступающий в доблести только Ахиллу. Он огромен
ростом (так называемый "большой Аякс"), грозен, могуч, вооружен громадным
семикожным щитом, покрытым медью. Аякс выступает в бою как сам бог Арес, шагает
крепко, потрясая мощным копьем. Он мечет в Гектора огромнейший камень и
пробивает им щит врага. При появлении Аякса, несущего свой щит как башню,
троянцы разбегаются в испуге, а он продолжает разить врагов, бушуя на равнине.
Когда убит Патрокл и происходит борьба за его тело, Аякс своим щитом прикрывает
поверженного, а затем помогает ахейцам унести с поля боя тело Патрокла, отражая
вместе с Аяксом Оилидом троянцев. В битве у кораблей Аякс противостоит Гектору.
Защищая корабль от огня, он убивает в рукопашной схватке двенадцать троянцев.
После гибели Ахилла Аякс самоотверженно защищает от троянцев его тело и поэтому
считает себя вправе унаследовать доспехи убитого героя. Однако доспехи
присуждаются (причем судьями выступают троянцы или союзники ахейцев) Одиссею, и
оскорбленный Аякс решает перебить ночью ахейских вождей. Но Афина, спасая
ахейцев, насылает на него безумие и жертвой меча Аякса становятся стада скота.
Когда рассудок возвращается к Аяксу, он не может пережить навлеченного им на
себя позора и, обманув бдительность своей жены Текмессы и соратников, в отчаянии
кончает жизнь самоубийством. Тело Аякса по решению Агамемнона не было предано
огню, и его могилой стал Ретейский мыс (Аполлодор, V 6). Аякс не может забыть
нанесенного ему Одиссеем оскорбления даже в аиде, где на приветливые речи
Одиссея он отвечает мрачным молчанием, сохраняя и в царстве мёртвых непреклонный
и упорный дух (Гомер, Одиссея, XI 541-565). Судьбе Аякса, его безумию и смерти
посвящены трагедия Софокла "Аякс" и не дошедшая до нас трилогия Эсхила "Спор об
оружии".
Аякс Теламонид почитался как герой. На агоре в городе Саламине находился храм
Аякса (Павсаний, I 35, 3). Перед битвой у Саламина, как сообщает Геродот, греки
принесли молитвы богам и призвали на помощь Аякса и его отца Теламона. Праздник
аянтии в честь Аякса справлялся с большой торжественностью в Аттике и на
Саламине. Близость Аякса к Афинам подчеркнута в "Илиаде", где говорится, что
рядом с кораблями афинян Аякс поставил свои корабли. Аякс Оилид и Аякс Теламонид относятся к очень древним мифологическим образам.
Это необузданные и гордые герои, идущие не только против воли людей, но и против
воли богов. Вероятно, что исконно оба Аякса составляли один целостный
мифологический образ, который в дальнейшем претерпел определенную модификацию,
представ в виде двух очень близких по своему духу и отличающихся скорее внешними
чертами героев (Аякс большой и Аякс малый, Афаретиды, Диоскуры, Близнечные
мифы). Может быть, Локрида и есть древнейшая родина героического архетипа, а
Саламин - вторичен и появился в мифе через Теламона. Имя Теламон имеет характер
нарицательный (на древнегреческом языке telamon, ремень или перевязь для щита и
меча), и Аякс Теламонид выступает как обладатель знаменитого щита, удерживаемого
крепкими ремнями. Частое совместное выступление обоих Аяксов в "Илиаде" также
позволяет сделать предположение о первоначально едином образе Аякса. В античном искусстве Аякс Оилид изображается главным образом на монетах на
Локриды, где он предстаёт в облике тяжеловооруженного воина, в вазописи (сцена
насилия над Кассандрой), на фресках. Миф об Аяксе и Кассандре послужил сюжетом
картин Питера Пауля Рубенса, Йозефа Соломона и других художников.
Аякс Теламонид - один из наиболее популярных персонажей. В вазописи воплощены
различные сюжеты мифа: "Спор из-за доспехов Ахилла", "Самоубийство Аякса",
"Поединок Аякса с Гектором и другими троянцами", "Участие Аякса в битве за тело
Ахилла" и т.п. В европейском изобразительном искусстве извесны картины "Царство
Флоры" Никола Пуссена, статуя "Аякс" Антонио Кановы и другие произведения. Трагическая смерть героя Аякса Теламонида была излюбленной темой у древних
авторов. Известно, что ее изобразил и Эсхил, но до нас дошла лишь трагедия
Софокла. Пластика и живопись древности также охотно изображали подвиги обоих
Аяксов.
|