Битон (Beaton), в греческой
мифологии аргосский юноша, его матерью была Кидиппа, жрица богини Геры
Аргосской, брат Клеобиса. Геродот и Павсаний рассказывают, что братья славились
большой силой. Однажды их матери настало время исполнить обряд, а белых быков
для священной колесницы забыли пригнать с пастбища. Битон и Клеобис сами
впряглись в колесницу и тащили ее до храма около восьми километров. Их мать,
растроганная сыновьней любовью, обратилась к Гере с молитвой даровать ее детям
наивысшее благо, доступное людям. Битон и Клеобис заснули тут же в храме и
больше не проснулись. После этого люди говорят, что любимцы богов умирают
молодыми. Геродот излагает эту легенду в пересказе мудреца и путешественника
Солона, посетившего Кипр, Египет и Лидию, при описании его знаменитой встречи и
беседы с лидийским царем Крезом (Κροϊσος).
Историческая справка.
Солон (Σολων), знаменитый афинский реформатор и законодатель, один из "семи
мудрецов", элегический поэт. По отцу принадлежал к знатному эвпатридскому роду
Кодридов, а по матери был родственником Пизистрата. Год рождения Солона точно не
известен. Вообще, большая часть дошедших до нас биографических данных о Солоне
отличается сомнительной достоверностью; в них много легендарных украшений. Отец
Солона не обладал большими средствами и не пользовался влиянием, так что Солон
принадлежал к людям среднего круга. Уже в молодости он стал заниматься
торговлей, к чему его побудили расстроившиеся денежные дела его дома. По
торговым делам он много путешествовал. Во время путешествий Солон, по преданию,
приходил будто бы в соприкосновение с знаменитейшими мудрецами того времени (Периандром
Коринфским, Фалесом Милетским, Анахарсисом). По широко распространенному в
древности воззрению, опиравшемуся на существование среди Солоновых элегий элегии
о Саламине, Солон приобрел известность завоеванием у мегарян острова Саламина.
Вследствие нескольких неудач, которые понесли афиняне в борьбе с мегарянами
из-за Саламина, предложения, клонившиеся к возобновлению борьбы за "желанный"
остров, были, будто бы, запрещены под страхом смертной казни. Тогда Солон
притворился помешанным и прочел на площади свою элегию. Воодушевленные ею
афиняне начали войну и, под начальством Солона, завоевали остров. Этот рассказ
представляет легенду: остров Саламин был завоеван, вероятно, позднее,
Пизистратом (к тому времени относится, может быть, и знаменитая элегия). Другой
заслугой, стяжавшей Солону широкую славу, предание считало возбуждение им греков
к священной войне против города Кирры, жители которого обижали дельфийское
святилище. Наконец, Солону приписывалось участие в разрешении дела о лицах,
виновных в святотатственном избиении приверженцев Килона: Солон будто бы убедил
виновных подчиниться суду тридцати. Говорили, что он подружился с очищавшим
город критским жрецом Эпименидом. Вероятнее всего, что действительной причиной
возвышения Солона и его широкой популярности была его поэтическая деятельность.
Солон писал преимущественно элегии, темами для которых он брал нравственные,
социальные и политические вопросы. По сохранившимся (главным образом у биографов
Солона, например, у Плутарха и у Аристотеля в "Афинской политии") отрывкам его
элегий мы можем составить себе понятие о его личности и нравственной философии.
Подобно другим "мудрецам" того времени, Солон интересовался преимущественно
вопросами практической морали. Он был врагом несправедливости и всяких
крайностей: ему приписывалось изречение: μηδέν αγαν, что означает "все в меру".
Благодаря своим элегиям, Солон приобрел популярность, как сторонник необходимых
реформ, выказывавший сочувствие угнетенному демосу.
|