Дафнис (Dapnis), в греческой мифологии
пастух, создатель пастушеских песен, герой сицилийской буколической поэзии. По
иной версии Дафнис - фригийский певец, которому приписывалось божественное
происхождение. Дафниса считали сыном Гермеса и одной из нимф, бросившей ребенка
в лавровой роще у подножия Герейских гор на острове Сицилия (Диодор, IV 84).
Дафниса воспитали нимфы, а единокровный брат Пан научил его играть на свирели и
петь пастушеские песни (Элиан, История, X 18). В цвете юности Дафниса постигла
внезапная смерть. В самой древней версии, источником которой был Стесихор,
Дафнис умер вследствие мести своей возлюбленной нимфы Наиды (или Номии). Он
обещал ей не сближаться с другой женщиной, но был однажды опьянен и увлечен к
нарушению обета одной царской дочерью. Дафнис не сдержал клятву верности, и в
отместку любившая его нимфа ослепила его; по версии Овидия превратила в камень
(Метаморфозы, IV 277). Раздираемый любовью, блуждал он по острову, пытаясь
утешить себя музыкой и пением, но потом бросился со скалы в море (Диодор, IV
84). Гермес взял его на небо, а на месте его погибели вызвал из земли источник,
у которого сицилийцы ежегодно приносили жертвы. В более поздней версии мифа,
представителем которой является Феокрит (1 и 7 идиллии), Дафнис умирает от
безнадежной любви к некоей Ксении. Эта безнадежная страсть была внушена ему
Афродитой, мстящей за то, что Дафнис не захотел полюбить девушку, назначенную
ему богиней. Он умер, оплакиваемый пастухами, своими стадами и всей природой.
Вокруг его страданий и смерти вращаются все главные сказания и песни о пастухе
необыкновенной красоты и дарования Дафнисе. Вергилий воспевает в пятой эклоге
под именем Дафниса Юлия Цезаря.
Миф о Дафнисе в европейской литературе
использовался главным образом в пасторальной поэзии, а также в драматургии 17-18
веков. Широкой популярностью пользовался в Эпоху Возрождения и последующие
времена роман Лонга "Дафнис и Хлоя". Он послужил основой для либретто ряда опер
(Альдобрандини, Скарлатти, Асторги, Буамортье, Рамо, Глюк), а также балетных
спектаклей (Морис Равель и другие композиторы). В европейском изобразительном
искусстве 16-17 столетий воплощены сюжеты "Пан обучает Дафниса игре на флейте" (Джулио
Романо, Аннибале Карраччи и др.) и "Дафнис и Хлоя" (Парис Бордоне и другие художники).
Хлоя (Χλόη), в мифологии прозвание Деметры, как покровительницы зеленеющих
посевов. В Афинах было общее святилище Деметры Xлои и Геи Куротрофы; кроме того,
в честь ее был установлен весенний праздник Хлойи, приходившийся на шестой день
афинского месяца таргелиона и сопровождавшийся принесением в жертву барана.
Историческая справка.
Лонг (Λόγγος), античный автор известного, особенно во время Возрождения много
читавшегося романа из пастушеской жизни "Дафнис и Хлоя". О времени и
обстоятельствах жизни автора можно судить только по содержанию его сочинения. Он
жил еще в чисто языческой обстановке и был родом с острова Лесбоса, где
происходит действие романа. От древних идиллий роман Лонга отличается лишь тем,
что написан прозой и вставляет отдельные рассказы и эпизоды в рамку связного
повествования о судьбе двух подкинутых детей, которых принимают на воспитание
добродушные пастухи. Они оказываются детьми богатых родителей из Митилены;
последние их находят и желают взять к себе, но им до того мила простота
деревенской жизни, что они снова возвращаются к ней, чтобы вдали от города
отпраздновать свою свадьбу и повести безмятежную счастливую жизнь. Как и в
идиллиях, в романе появляются обычные образы сельской музы: нимфы, эроты, паны.
Невинность пастушеской жизни нарушается ничем не прикрытым изображением голой
чувственности в лице наглой соблазнительницы Ликенион и противоестественного
развратника Гнафона. Стиль романа с его короткими фразами и простой дикцией
прекрасно согласован с характером предмета.
|