Хранилище мифологии
 

Мифология и история Древней Греции

Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная древнегреческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология народов Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская  и  германская мифология
Славянская и древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Дафнис

Дафнис (Dapnis), в греческой мифологии пастух, создатель пастушеских песен, герой сицилийской буколической поэзии. По иной версии Дафнис - фригийский певец, которому приписывалось божественное происхождение. Дафниса считали сыном Гермеса и одной из нимф, бросившей ребенка в лавровой роще у подножия Герейских гор на острове Сицилия (Диодор, IV 84). Дафниса воспитали нимфы, а единокровный брат Пан научил его играть на свирели и петь пастушеские песни (Элиан, История, X 18). В цвете юности Дафниса постигла внезапная смерть. В самой древней версии, источником которой был Стесихор, Дафнис умер вследствие мести своей возлюбленной нимфы Наиды (или Номии). Он обещал ей не сближаться с другой женщиной, но был однажды опьянен и увлечен к нарушению обета одной царской дочерью. Дафнис не сдержал клятву верности, и в отместку любившая его нимфа ослепила его; по версии Овидия превратила в камень (Метаморфозы, IV 277). Раздираемый любовью, блуждал он по острову, пытаясь утешить себя музыкой и пением, но потом бросился со скалы в море (Диодор, IV 84). Гермес взял его на небо, а на месте его погибели вызвал из земли источник, у которого сицилийцы ежегодно приносили жертвы. В более поздней версии мифа, представителем которой является Феокрит (1 и 7 идиллии), Дафнис умирает от безнадежной любви к некоей Ксении. Эта безнадежная страсть была внушена ему Афродитой, мстящей за то, что Дафнис не захотел полюбить девушку, назначенную ему богиней. Он умер, оплакиваемый пастухами, своими стадами и всей природой. Вокруг его страданий и смерти вращаются все главные сказания и песни о пастухе необыкновенной красоты и дарования Дафнисе. Вергилий воспевает в пятой эклоге под именем Дафниса Юлия Цезаря.

Миф о Дафнисе в европейской литературе использовался главным образом в пасторальной поэзии, а также в драматургии 17-18 веков. Широкой популярностью пользовался в Эпоху Возрождения и последующие времена роман Лонга "Дафнис и Хлоя". Он послужил основой для либретто ряда опер (Альдобрандини, Скарлатти, Асторги, Буамортье, Рамо, Глюк), а также балетных спектаклей (Морис Равель и другие композиторы). В европейском изобразительном искусстве 16-17 столетий воплощены сюжеты "Пан обучает Дафниса игре на флейте" (Джулио Романо, Аннибале Карраччи и др.) и "Дафнис и Хлоя" (Парис Бордоне и другие художники).

Хлоя (Χλόη), в мифологии прозвание Деметры, как покровительницы зеленеющих посевов. В Афинах было общее святилище Деметры Xлои и Геи Куротрофы; кроме того, в честь ее был установлен весенний праздник Хлойи, приходившийся на шестой день афинского месяца таргелиона и сопровождавшийся принесением в жертву барана.

Историческая справка.
Лонг (Λόγγος), античный автор известного, особенно во время Возрождения много читавшегося романа из пастушеской жизни "Дафнис и Хлоя". О времени и обстоятельствах жизни автора можно судить только по содержанию его сочинения. Он жил еще в чисто языческой обстановке и был родом с острова Лесбоса, где происходит действие романа. От древних идиллий роман Лонга отличается лишь тем, что написан прозой и вставляет отдельные рассказы и эпизоды в рамку связного повествования о судьбе двух подкинутых детей, которых принимают на воспитание добродушные пастухи. Они оказываются детьми богатых родителей из Митилены; последние их находят и желают взять к себе, но им до того мила простота деревенской жизни, что они снова возвращаются к ней, чтобы вдали от города отпраздновать свою свадьбу и повести безмятежную счастливую жизнь. Как и в идиллиях, в романе появляются обычные образы сельской музы: нимфы, эроты, паны. Невинность пастушеской жизни нарушается ничем не прикрытым изображением голой чувственности в лице наглой соблазнительницы Ликенион и противоестественного развратника Гнафона. Стиль романа с его короткими фразами и простой дикцией прекрасно согласован с характером предмета.






При использовании материалов линк на проект Хранилище мифологии приветствуется!




Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Цверги
Драконы Эльфы

История древних цивилизаций