Деметра (Δημήτηρ), в греческой
мифологии богиня плодородия и земледелия, гражданского устройства и брака, дочь
Кроноса и Реи, сестра и супруга Зевса, от которого она родила Персефону (Гесиод,
Теогония, 453, 912-914). Одно из самых почитаемых олимпийских божеств. Древнее
хтоническое происхождение Деметры засвидетельствовано её именем (буквально,
"земля-мать"). Культовые обращения к Деметре: Хлоя ("зелень", "посев"),
Карпофора ("дарительница плодов"), Фесмофора ("законодательница",
"устроительница"), Сито ("хлеб", "мука") указывают на функции Деметры как богини
плодородия. Она благостная к людям богиня, прекрасного облика с волосами цвета
спелой пшеницы, помощница в крестьянских трудах (Гомер, Илиада, V 499-501). Она
наполняет амбары земледельца запасами (Гесиод, Opp. 300, 465). К Деметре
взывают, чтобы зёрна вышли полновесными и чтобы удалась пахота. Деметра научила
людей пахоте и посеву, сочетавшись в священном браке на трижды вспаханном поле
острова Крит с критским богом земледелия Ясионом, и плодом этого брака был
Плутос - бог богатства и изобилия (Гесиод, Теогония, 969-974).
Научив елевзинских правителей Триптолема, Диокла, Евмолпа и Келея приношению
жертв и елевзинским таинствам, Деметра обучила Триптолема, сына элевсинского
царя засевать поля пшеницей и обрабатывать их. Она подарила Триптолему колесницу
с крылатыми драконами и дала зёрна пшеницы, которыми он засеял всю землю (Аполлодор,
I 5, 2). В мифе о Деметре отражена также извечная борьба жизни и смерти Она
рисуется скорбящей матерью, утерявшей дочь Персефону, похищенную Аидом. В
Гомеровском гимне "К Деметре" рассказывается о странствиях и горе богини в
поисках дочери; приняв образ доброй старушки, Деметра приходит в соседний с
Афинами Элевсин в дом царя Келея и Метаниры. Её приветливо встречают в царской
семье и впервые после потери дочери Деметра развеселилась от забавных шуток
служанки Ямбы. Она воспитывает царского сына Демофонта и, желая сделать его
бессмертным, натирает мальчика амбросией и закаляет в огне. Но после того как
Метанира случайно увидела эти магические манипуляции Деметры, богиня удаляется,
открыв своё имя и приказав построить в свою честь храм. Именно в нём восседает
печальная богиня, горюя по дочери. На земле наступает голод, гибнут люди, и Зевс
приказывает вернуть Персефону матери. Однако Аид даёт своей супруге Персефоне
вкусить гранатовое зёрнышко, чтобы она не забыла царство смерти. Две трети года
дочь проводит с Деметрой, и вся природа расцветает, плодоносит и ликует; одну
треть года Персефона посвящает Аиду. Плодородие земли не мыслится вне
представления о неизбежной смерти растительного мира, без которой немыслимо его
возрождение во всей полноте жизненных сил.
Деметра - прежде всего богиня, почитавшаяся земледельцами, но отнюдь не
изнеженной ионийской знатью. Её повсеместно прославляют на празднестве
Фесмофорий как устроительницу разумных земледельческих порядков. Деметра
относится к числу древних женских великих богинь (Гея, Кибела, Великая мать
богов, Владычица зверей), дарующих плодоносную силу земле, животным и людям.
Деметра почитается на этом празднестве вместе с дочерью Персефоной, их именуют
"двумя богинями" и клянутся именем "обеих богинь" ("Женщины на празднике
Фесмофорий" Аристофана). Главное священное место Деметры - Элевсин в Аттике, где
в течение 9 дней месяца боэдромиона (сентября) проходили Элевсинские мистерии,
символически представлявшие горе Деметры, её странствия в поисках дочери, тайную
связь между живым и мёртвым миром, физическое и духовное очищение; мать и дочь -
"обе богини" почитались совместно. Старинные афинские семьи имели наследственное
право участия в элевсинских священнодействиях и повиновались обету молчания.
Эсхил по традиции пользовался этим правом и даже был изгнан из Афин якобы за
разглашение ритуальных фактов, известных только посвящённым.
Элевсинские таинства, воспринимавшиеся как "страсти" Деметры, считаются одним из
источников древнегреческой трагедии и тем самым сближаются с вакханалиями
Диониса. Павсаний описывает храм Деметры Элевсинской в Тельпусе в Аркадии, где
рядом соседствуют мраморные статуи Деметры, Персефоны и Диониса (VIII 25, 3).
Рудименты хтонического плодородия сказываются в культе Деметры Эринии; с ней,
превратившейся в кобылицу, сочетался Посейдон в образе жеребца. "Гневающаяся и
мстящая" Деметра Эриния омывается в реке и, очистившись, снова становится
благостной богиней (Павсаний, VIII 25, 5-7). В коринфском Гермионе Деметра
почиталась как Хтония ("земляная") и Термасия ("жаркая"), покровительница
горячих источников. В Фигалее в Аркадии почиталось древнее деревянное
изображение Деметры Мелайны ("Чёрной") (Павсаний, VIII 5, 8). У Гесиода Деметра
"чистая" соседствует с Зевсом "подземным", и им обоим возносит земледелец свои
мольбы. Деметра была предметом почитания во всей Греции, на островах, в Малой
Азии, в Италии. В римской мифологии богине Деметре соответствует Церера.
В древнейшее время Деметра слыла подземной богиней и во многих местах
представлялась в брачном сожительстве с Посейдоном, от которого она родила коня
Ариона. Это отношение ее к Посейдону выразилось в древнейшем искусстве; так,
Опат изобразил ее для Фигалии с лошадиной головой, с дельфином и голубем в
руках. Лишь позднее, особенно со времен Праксителя, искусство стало изображать
ее с мягкими и кроткими чертами лица, иногда с печатью грусти о пропавшей
дочери. Любимым сюжетом для скульпторов античности было снаряжение Деметрой
Триптолема в путь для распространения ее культа (колоссальный рельеф в Афинском
музее). Среди других памятников античного изобразительного искусства: "Деметр
Книдская" (статуя круга Бриаксиса). Сохранились посвятительные рельефы,
связанные с элевсинскими таинствами, многочисленные терракотовые статуэтки
Деметры, а также её изображения на помпейских фресках и в росписях, обнаруженных
в Северном Причерноморье (так называемые катакомбы Деметры в Большой Близнице и
в Керчи).
В средневековых книжных иллюстрациях Деметра выступает в качестве
покровительницы сельских работ и как олицетворение лета. В живописи эпохи
Возрождения Деметра часто изображается обнажённой; её атрибуты - колосья,
корзина плодов, серп, иногда рог изобилия и мак. Воплощение образа Деметры в
европейском искусстве 16-17 столетий было связано с прославлением даров природы
(рисунки Вазари и Голциуса, картины Йорданса "Жертвоприношение Церере", Рубенса
"Статуя Цереры" и других живописцев) или с воспеванием радостей жизни (картины
"Вакх, Венера и Церера" Шпрангера, Голциуса, Рубенса, Йорданса, Пуссена и других
художников). |