Демиург (Δημιουργός, буквально,
"творящий для народа"), мифологический персонаж, "мастер", "творец-зодчий",
созидающий элементы мироздания, космические и культурные объекты, людей, как
правило, путём изготовления; его деятельность подобна деятельности настоящего
ремесленника.
В мифологии Демиург часто является такими персонажами, как гончар, кузнец, ткач.
Однако функции Демиурга шире непосредственно ремесленных. Так, бог-кузнец Гефест
делает щит, представляющий собой модель мировой жизни, Ильмаринен выковывает
солнце и луну, чудесное сампо, египетский бог Хнум создаёт мир и людей на
гончарном круге, индийский Вишвакарман, ваятель, плотник, кузнец, является
божественным творцом мира.
Во многих мифологиях Демиург сливается с более абстрактным образом небесного
бога-творца, отличающегося космическими масштабами деятельности, творящего не
только отдельные объекты, элементы мироздания, как Демиург, но космос в целом и
не только путём изготовления, но и более "идеальными" способами, посредством
магических превращений, простым словесным называнием предметов и т.п., как
египетский Птах, создающий мир "языком и сердцем", или Яхве. Так, Хнум,
создающий весь мир, уже очень близок богу-творцу, но остаётся Демиургом по
способу творения. Демиург часто выступает как помощник верховного божества.
Демиург, изготавливающий ранее не существовавшие объекты, сопоставим с
культурным героем, большей частью добывающим предметы, ранее уже существовавшие,
но удалённые, скрытые и т.д. Практически в архаических мифологиях функции
Демиурга и культурного героя (иногда с преобладанием какого-либо из этих
аспектов) выполняются одним персонажем - племенным (тотемным) зооморфным, и
позднее антропоморфным первопредком-прародителем, который зачастую действует как
трикстер или в паре (особенно в близнечных мифах) со своим
антагонистом-трикстером. Постепенно, с усилением "космичности" этого персонажа
(сопровождающимся иногда переселением его в один из других миров, большей частью
на небо), эти функции дифференцируются, но подобный синкретизм может сохраняться
и на более поздних стадиях.
В античности термин "Демиург" приобрёл мифолого-философское значение: у
пифагорейца Филолая Демиург - принцип, сохраняющий сущность вещей несмотря на их
текучесть; у софиста Крития - мировой ум; у Платона в диалоге "Тимей" Демиург -
творец космоса, благой отец, создающий небо, землю и её обитателей; Демиург -
устроитель космоса встречается и у Аристотеля; неоплатоническая разработка
учения о Демиурге принадлежит Проклу (в комментарии на диалог Платона "Тимей");
у гностиков Демиург - творческое начало, производящее материю, отягощённую злом.
В литературе термин "Демиург" применяется также для обозначения мифологического
персонажа, наделённого функциями созидания лишь космических объектов, природы, в
отличие от культурного героя, созидающего преимущественно культуру.
Димиург, у
гностиков справедливый творец видимого космоса и бог евреев, занимающий среднее
место между всеблагим Первоотцом совершенного духовного бытия (Богом истинных
христиан, или гностиков) и злым, темным началом — Сатаной, богом материи, хаоса
и язычества. По одним гностическим системам недостаток Демиурга состоит только в
неведении высших тайн; антиномические гностики приписывают ему еще дурные
нравственные свойства и вражду против верховного божества.
|