Дике или Дика (Δίκη), в греческой
мифологии одна из Гор, богиня справедливости, дочь Зевса и Фемиды (Гесиод,
Теогония, 901 след.). По своим функциям она близка богиням Адрастее и Фемиде.
"Неумолимая" Дике хранит ключи от ворот, через которые пролегают пути дня и ночи
(Парменид, B 11-14 D). Она - вершительница справедливости в круговороте душ
(Платон, Фэдра, 249 b). Дике следует с мечом в руках за преступником и пронзает
нечестивца (Еврипид, Вакханки, 993-996). В Дике больше отвлечённой
персонифицированности, чем живой мифологической образности. По сообщению
Павсания (V 18, 2), Дике была изображена душащей и избивающей несправедливость
на знаменитом ларце Кипсела, тирана Коринфа (7 век до нашей эры). В образе Дике
осуществлена идея воздающей справедливости.
Горы (Ноrаi), в древнегреческой
мифологии богини времен года (сезонов), благоприятствующие
растительности. Гомер, не называя их имен и числа, ставит их в тесной связи с
Зевсом и называет их его прислужницами: они отпирают и запирают ворота Олимпа,
собирают или рассеивают тучи, кормят и запрягают лошадей Геры. У Гесиода Горами
называются дочери Фемиды и Зевса и носят следующие имена: Эвномия (законность),
Дике (справедливость) и Эйрене (мир). В древней Аттике знали только двух Гор:
Фалло (Гору весеннюю) и Карпо (Гору осени); позднее, когда принимали три времени
года, говорили о трех Горах, впоследствии — о четырех. По Гигину, их было десять или
даже одиннадцать. Поэтами особенно воспевалась Дике. Горы покровительствовали особенно
молодежи. Они имели святилища в Аргосе, Афинах, Коринфе и других городах.
Искусство изображало их отдельно или вместе, в виде молодых прекрасных девушек,
украшенных различными произведениями соответствующего времени года; так, Фалло
представлялась в платье, почти полностью украшенном и скрытом цветами.
|