Диомед (Diomndns), в греческой
мифологии:
1. Царь Фракии, сын Ареса и Кирены, кормивший своих диких неукротимых коней
мясом захваченных чужеземцев. Геракл одолел Диомеда и бросил его на съедение
коням-людоедам, которых потом привёл к царю Эврисфею. По другим мифотворческим
источникам, кони бежали из Микен в горы и были съедены дикими зверями. 2. Сын этолийского царя Тидея и дочери Адраста Дейпилы, супруг Эгиалейи. Диомед
после смерти своего тестя, Адраста, стал царем Аргоса. Вместе с Адрастом
принимал участие в походе и разорении Фив (Аполлодор, III 7,2). Как один из
женихов Елены Диомед сражался впоследствии под Троей, возглавляя ополчение на 80
кораблях. В доспехах, озарённых сияющим пламенем, он убивает множество троянцев
и нападает на Энея, которого спасает от гибели Афродита. Тогда Диомед
обрушивается на богиню, ранит её и заставляет оставить поле боя. Пользуясь
покровительством Афины, Диомед выходит в бой против самого бога Ареса и тяжело
его ранит (подвигам Диомед отводится почти вся V книга "Илиады"). Вместе с
Одиссеем Диомед отправляется на разведку во вражеский лагерь; по дороге они
убивают троянского разведчика Долона, а затем нападают на пришедшего на помощь
троянцам фракийского царя Реса, убивают его и многих воинов его свиты и уводят с
собой знаменитых коней Реса (Гомер, Илиада, X 203-514). Диомед участвует в
погребальных играх в честь Патрокла; вместе с Одиссеем проникает в осаждённую
Трою и похищает там статую Афины (Палладион), обладание которой предвещает
победу над троянцами. С Одиссеем Диомед отправляется также на остров Лемнос за
Филоктетом. Диомед долго слывёт (вместе с Нестором) одним из немногих ахейских
героев, благополучно вернувшихся домой из-под Трои (Аполлодор, V 8; 13); поздние
источники вводят версию об измене жены Диомед Эгиалейи, вследствие чего Диомед
вынужден бежать из Аргоса в Апулию, где женился на дочери царя Дауна. По
сказанию, Диомед основал Арпи (в Апулии) и другие города в Италии и затем исчез,
а его спутники были превращены в птиц. Хотя традиция называет Диомеда сыном Тидея - царя Этолии, в "Илиаде" он
возглавляет ополчение из Аргоса, Тиринфа, Эпидавра и других городов
юго-восточной Арголиды; по числу кораблей войско Диомеда уступает лишь полкам
Агамемнона и Нестора. В этом отражается воспоминание не только о былом
могуществе Аргоса, но и о значении самого Диомеда как древнейшего военного
божества аргивян. Щит Диомеда с культовым изображением Афины находился в её
храме в Аргосе. Диомеду приписывалось основание храма Афины "Остроглядящей"
(Павсаний, II 24, 2), находившуюся здесь статую Афины отождествляли с похищенным
ахейцами в Трое Палладионом. Диомед считался основателем храмов Афины в городе
Метона (Мессения) и городе Прасии (Аттика); в Саламине (Кипр) он почитался
вместе с Афиной. Эта древнейшая связь Диомеда с Афиной отразилась в мифах о
постоянной помощи Афины герою. В "Илиаде" в варианте мифа (Пиндар, Немейские
оды, X 7) Афина сделала Диомеда богом; по другой версии, он был перенесён вместе
с Ахиллом на острова блаженных. Подтверждением "божественного" происхождения Диомеда является то, что это
единственный герой "Илиады", осмеливающийся вступать в сражения с
богами-олимпийцами. Культ Диомеда был занесён ахейскими колонистами в Италию
(отсюда поздняя версия о его скитаниях и смерти в Италии). В "Илиаде" обращает
на себя внимание явный параллелизм в описании подвигов Диомеда и Ахилла (оба
нападают на Гектора и на Энея, которого от них спасают боги) и чувство
соперничества, испытываемое Диомедом к Ахиллу.
Однако трудно сказать, восходит ли этот параллелизм к древнейшим слоям
эпического сказания или является художественным приёмом автора "Илиады". |