Диоскуры, в греческой мифологии
близнецы Кастор и Полидевк, сыновья
Зевса, братья Елены и Клитеместры. В "Илиаде" и "Одиссее" упоминание имени (слова) Диоскуров не
встречается. В "Одиссее" Кастор и Поллукс называются Тиндаридами, детьми
Тиндарея, супруга Леды. По одной из версий мифа (Аполлодор, III 10, 7), Полидевк
и Елена - дети Леды от Зевса, Кастор и Клитеместра - её дети от спартанского
царя - её супруга Тиндарея (поэтому Полидевк считался бессмертным, а Кастор -
смертным).
Говорят, что Полидевк отличался от своего брата лишь тем, что у него на лице был
шрам. Одевались они одинаково, каждый носил шлем, увенчанный звездой, и у
каждого было копье и белая лошадь. Кастор был знаменит как воин и укротитель
лошадей, а Полидевк был непревзойденным кулачным бойцом; оба завоевывали призы
на Олимпийских играх.
Диоскуры - участники ряда героических предприятий. Они вернули на родину
похищенную Тесеем Елену, воспользовавшись его отъездом из Афин. Случилось так,
что Тесей с Пирифоем похитил Елену, на которой намеревался жениться. Спрятав
Елену в деревне Афидны, друзья отправились в царство мертвых. Пока Тесей
пребывал в аиде, Диоскуры собрали войско, выступили против Афин и потребовали
выдачи Елены. Когда афиняне заявили, что они не имеют представления, где она
находится, Диоскуры начали грабить Аттику и продолжали до тех пор, пока жители
не указали им на Афидну, где они нашли свою сестру. Диоскуры сровняли Афидну с
землей.
Диоскуры - участники похода аргонавтов, в котором Полидевк победил в
кулачном бою царя Амика (Аполлоний Родосский, II 97), калидонской охоты (Овидий,
Метаморфозы, VIII 301). Диоскуры соперничали со своими ближайшими родичами
Афаретидами, у которых похитили невест - Левкиппид, Фебу и Гилаейру - дочерей
своего дяди Левкиппа. Кроме того, Диоскуры и Афаретиды вступили в спор из-за
дележа стада быков; в поединке Кастор пал от руки Идаса, в то время как Полидевк
убил Линкея; Зевс же поразил перуном убийцу сына (Аполлодор, III 11, 2; Теократ,
XXII 137-212). У Гомера в "Илиаде" Елена во время Троянской войны напрасно
высматривает братьев на Троянской равнине, не зная об их уходе из мира жизни
(Гомер, Илиада, III 236-244). Бессмертный Полидевк был взят Зевсом на Олимп, но
из любви к брату уделил ему часть своего бессмертия, они оба попеременно в виде
утренней и вечерней звезды в созвездии Близнецов являются на небе (Эратосфен, 10).
В мифе о Диоскурах - элементы древнего индоевропейского почитания
божественных близнецов как помощников человека (особенно воинов, всадников,
моряков). Хотя Диоскуры считались дорийскими героями, их культ распространился
далеко за пределы Спарты. В мифе о победе Диоскуров над Афаретидами - отзвуки
исторической победы спартанцев над мессенцами (8-7 века до нашей эры). В Спарте
Диоскуров почитали в виде архаических фетишей - двух крепко соединённых друг с
другом брёвен (Плутарх, Биографии, I). Подобно индусским Ашвинам, оба близнеца
почитались, по общему арийским народам воззрению, как боги рассвета и сумерек.
Их считали покровителями мореплавателей во время бури и воинов в битве. В
римской мифологии Диоскуры именуются Кастор и Поллукс. В Риме с древних времен
Диоскуров чтили как идеальных представителей воинской доблести. Во время бурь и
битв они являлись на помощь и сообщали необычайно быстро известия о победе. По
позднейшим преданиям, Посейдон сделал Кастора и Полидевка спасителями
потерпевших кораблекрушение мореплавателей и дал им право посылать попутные ветры.
Сохранились многочисленные изображения Диоскуров в произведениях античного
искусства: в пластике, вазописи, на геммах и монетах.Искусство изображало их в
виде двух юношей, иногда с лошадьми и в шляпах моряков, с плоскими сзади и
курчавыми спереди волосами. Знамениты колоссальные статуи Диоскуров, с конями,
на Монте Кавалло, напротив квиринальского дворца в Риме, находившиеся перед
бывшими тут термами Константина. Иногда они имели различный вид: Кастор
изображался укротителем коней, а Поллукс — кулачным бойцом. В европейском
искусстве Диоскуры изображались ранее всего как персонажи круга Зодиака:
обнажённые мальчики-близнецы (например, у Альбрехта Дюрера). В итальянской
живописи 16 века Диоскуров изображают детьми вместе с Ледой. Несколько позднее
живописцы обращаются к сюжету, связанному с похищением Левкиппид. Миф о
Диоскурах использовался также в оперных либретто 18-19 столетий (оперы "Кастор и
Поллукс" Рамо, Сарти, Винбера и другие композиторы).
|