Эфир (αίθήρ), в греческом и римском
мифотворчестве в разное время имел самые разнообразные значения. У древних
философов Эфир чаще всего фигурировал в качестве одной из так называемых стихий
или элементов. Так, уже в мифологическом представлении Гесиода в "Теогонии" Эфир
является одной из пяти божественных субстанций, из которых слагается все
материальное. Для пифагорейцев Эфир был одной из составных частей воздуха, воды
и души; причем последняя являлась отрывком мирового Эфира. Позже Эфир получал
смысл чего-то то материального, то нематериального, являющегося причиной
движения. Ионийский философ Анаксагор, например, как сообщает Аристотель,
называл Эфиром силу, действующую в высших областях мира. Сам Аристотель считал
Эфир некоторым божественным бессмертным телом, которое получило свое имя
вследствие своего вечного движения (άεί — всегда, θέω — бег).
Судя по апокрифическому сочинению Аристотеля "De Mundo", александрийская школа
так понимала его учение: "сущность неба и звезд мы называем эфиром,... великое,
вечное круговое движение; это — стихия, чистая и божественная". Точно так же и у
стоиков Эфир являлся одной из стихий, "высшим огнем". Более определенные
представления имела теория Лукреция, для которого Эфир есть материя, но более
тонкая, чем другие ее виды, материя атомистического строения; непрерывное
течение Эфира является причиной движения небесных тел. Тот же Эфир, но уже на
этот раз без имени (nominis expers), входит, по Лукрецию, в состав души, в
качестве одного из материальных элементов, но более тонкого и более подвижного,
чем воздух. |