Ехидна (Έχιδνα), в греческом
мифотворчестве чудовище, полудева-полузмея, дочь Форкиса и Кето, внучка земли
Геи и моря Понта (Гесиод, Теогония, 295-299). Согласно изложения Аполлодора
Ехидна была порождением Геи и Тартара, по другим сказаниям - Хрисаора и Каллирои.
Лицом она была прекрасна, но ужасна в своей змеиной сущности. Обитала Ехидна в
мрачной пещере под землей, выходя на охоту, подстерегала путников в Аркадии и
пожирала их. Детьми Ехидны от Тифона были: двухголовый пес Орф, трехголовый
Кербер, Лернейская Гидра, Химера, Сцилла, Сфинкс, Орел, клевавший печень
Прометея. От Орфа Ехидна родила Немейского льва (Гесиод, Теогония, 306-327).
Ехидна была убита во время своего безмятежного сна Аргусом Паноптом. Согласно
причерноморским легендам от Зевса и Геракла Ехидна родила правителя Скифии царя
Скифа, Агафриса и Гелона. Ехидна по своей природе является хтоническим
божеством, сила которого, воплощенная в его потомках, была уничтожена великими
героями Гераклом, Беллерофонтом, Эдипом, знаменуя победу древнегреческой
героической мифологии над первобытным тератоморфизмом.
Историческая справка.
В древности греки знали две Скифии (Σκυθια) — европейскую и азиатскую. Хотя
первая стала известна грекам раньше второй, но на самом деле была ее колонией.
Уже в Илиаде Гомера упоминаются "доители кобылицы" как обитатели Скифии. Имя
Скифия встречается впервые у Гесиода в VIII веке до нашей эры, потом у Алкея,
Симонида, Эсхила, Гекатея, Гелланика. Истинным кладом известий о скифах является
IV книга истории Геродота, написанная во второй половине V столетия до нашей
эры. О Скифии писали многие более поздние писатели греческие и римские, как Дион
Хризостом, Страбон, Птолемей, Тацит и другие; но до сих пор Геродот остается
наиболее ценным и богатейшим источником сведений о Скифии. Раньше Геродота, в
VII веке, Скифию посетил некий Аристей из Прокопнеса; он был у соседнего со
скифами народа, исседанов, и написал даже поэму об аримасцах, одноглазых людях;
но Аристей — личность загадочная, мистически настроенная, и его поэма, до нас не
дошедшая, представляла собою скорее набор чудесных рассказов о необыкновенных
народах и сказочных землях, нежели заметки любознательного и наблюдательного
путешественника. Правда, сам Геродот питает расположение к чудесному и
занимательному; вероятно, он пользовался историями Аристея, создавая
повествования о наиболее далеких и наименее известных частях скифских земель; но
он с неменьшим интересом останавливался на множестве предметов положительных,
касающихся географии, истории и этнографии Скифии. По всей вероятности, Геродот
был в Скифии, по крайней мере, в ближайших к черноморским колониям местностях, у
берегов рек Днестра, Буга и Днепра. Важные сведения о скифских землях и обычаях
жителей, дополняющие Геродота, имеются в труде его знаменитого современника
Гиппократа "О воздухе, водах и местностях". Геродот первым из своих
современников (и более ранних историков и путешественников) выделил Скифию как
особую территорию с определенными границами и пространством из общего понятия
земель, лежащих к северу, северо-западу и северо-востоку от Черного моря.
|