Экехейрия (έκεχειρία), в Древней
Греции так называемый "божий мир", возвещавшийся герольдами по всей Элладе и
обещавший всем лицам, отправлявшимся для участия в каких-либо празднествах,
полную безопасность. В переводе с греческого языка это слово буквально означает
"снятие оружия". Экехейрия была связана с исполнением национальных игр и
продолжалась один месяц, называвшийся "священным", в продолжение которого
прерывались все споры и раздоры между отдельными государствами и частными
лицами; поэтому экехейрия являлась одним из важных факторов сближения отдельных
государств. При входе в храм Олимпийского Зевса стояла статуя олицетворенной
Экехейрии, венчающей Ифита, возобновителя Олимпийских игр. Исторические сведения.
Олимпийские игры (τά Όλυμπια), в античные времена являлись величайшим эллинским
национальным празднеством. Они происходили в Олимпии и, по древнейшему сказанию,
возникли еще во времена Кроноса, в честь идейского Геракла. По этому сказанию,
Рея передала новорожденного Зевса идейским дактилам. Пятеро из них пришли с
Критской Иды в Олимпию, где уже был воздвигнут храм в честь Кроноса. Геракл,
старший из братьев, победил всех в беге и был награжден за победу венком из
дикой оливы. При этом Геракл установил состязания, которые должны были
происходить через пять лет, по числу прибывших в Олимпию идейских братьев.
Существовали еще и другие сказания о возникновении национального праздника,
приурочивавшие его то к той, то к другой мифической эпохе. Несомненно, во всяком
случае, что Олимпия была древним святилищем, давно известным, по крайней мере, в
Пелопоннесе. Первый исторический факт, связанный с олимпийскими играми — это
возобновление игр царем Элиды Ифитом и законодателем Спарты Ликургом, имена
которых были начертаны на диске, хранившемся в Гереоне в Олимпии еще во времена
Павсания. С этого времени (по одним данным год возобновления игр — 884, по
другим — 828 год до нашей эры) промежуток между двумя последовательными
празднованиями игр составлял четыре года или олимпиаду; но, как хронологическая
эра, в истории Греции был принят 776 год до нашей эры. Возобновляя Олимпийские
игры, Ифит установил на время их празднования священное перемирие, которое
называлось экехейрия (έκεχειρία) и объявлялось особыми герольдами (σπονδοφόροι),
сперва в Элиде, затем в остальных частях Греции; месяц перемирия назывался
ίερομηνία. В это время нельзя было вести войну не только в Элиде, но и в других
частях Эллады. Пользуясь тем же мотивом святости места, элейцы добились у
Пелопоннесских областей согласия считать Элиду страной, против которой нельзя
было открывать военных действий. Впоследствии, однако, элейцы сами не раз
нападали на соседние области. |