Елен (Έλένος), в греческой
мифологии сын Приама и Гекубы, брат-близнец Кассандры, обладающий пророческим
даром. По одному из вариантов мифа, Елен и Кассандра получили дар ясновидения от
змей храма Аполлона на Троянской равнине. Однажды во время празднества дети
уснули в уголке храма Аполлона, а взрослые забыли о них. Когда Гекуба
спохватилась о детях, она вернулась в храм и увидела, что священные змеи лижут
уши Елена и Кассандры. Мать в ужасе закричала и змеи скрылись в куче лавровых
ветвей. С этого момента Елен и Кассандра стали обладать даром пророчества. Елен
пытался отговорить Париса от путешествия за Еленой Прекрасной, так как предвидел
какие бедствия принесет этот брак Трое. Елен не раз давал своему брату Гектору
дельные советы, которым тот охотно следовал (Гомер, Илиада, VI 73-102; VII
44-54). Он также был храбрым воином и мужественно сражался за родную Трою.
После смерти Париса между Еленом и его младшим братом Деифобом разгорелся спор
за руку Елены; победу одержал Деифоб, и разгневанный Елен удалился на гору Ида,
где попал в плен к Одиссею. Тот вынудил Елена открыть ахейцам условия, при
которых они смогут завоевать Трою (по другому варианту мифа, Елен сам перешел в
греческий лагерь, желая отомстить Деифобу). Среди названных Еленом условий чаще
всего упоминается: захват ахейцами священной деревянной статуи Афины (Палладиона),
находящейся в ее троянском храме; доставка в лагерь греков реликвии, мощей
знаменитого героя-предка Пелопа, а также участие в Троянской войне Филоктета с
луком, подаренным его отцу Гераклом (Софокл, Филоктет, 604-13; Аполлодор, V
9-10). После взятия Трои Елен, сдружившийся с Неоптолемом, посоветовал ему
возвращаться на родину по суше, благодаря чему Неоптолем, доставшаяся ему в
добычу Андромаха и сам Елен избежали гибели во время страшной морской бури,
обрушившейся у острова Эвбея на ахейское войско. По завещанию Неоптолема Елен
получил в жены Андромаху, которая родила ему сына Кестерина, и царствовал с ней
в Эпире до конца своей жизни (Еврипид, Андромаха, 1243-47; Павсаний, I 11, 1; II
23, 6).
|