Елена (Έλένη), в преданиях
гностических сект симониан или еленгиан, спутница Симона-волхва. По сообщениям
ортодоксальных христианских полемистов-ересеологов и назидательного
иудео-христианского сочинения, известного под названием Псевдо-Климентин, Елена
была блудницей в финикийском городе Тир (что связывает ее образ с образом
Астарты, в честь которой в этом городе практиковалась ритуальная проституция и
которая сама, по некоторым версиям, предлагала себя мужчинам в городском храме);
затем она появилась в окружении некоего Досифея, самаритянского претендента на
сан мессии, выступившего вскоре после Иисуса Христа и широко применявшего
лунарную символику (тридцать избранных учеников представляли дни лунного месяца,
а Елена по созвучию своего имени с именем Селены - луну). Позднее Симон-волхв
отнял у Досифея и сан, и Елену. Сведения о жизни и учении Симона-волхва имеют
исторический характер. Первое свидетельство о нем находится в книге Деяния
Апостолов (VIII, 9—24), где рассказывается, что архидиакон Филипп, успешно
проповедуя евангелие в Самарии, крестил там одного волхва, Симона, считавшего
себя "чем-то великим", творившего всякие многие чудеса и имевшего большое число
последователей, которые видели в нем явление "великой силы Божией". Когда из
Иерусалима прибыли апостол Петр и Иоанн, чтобы посредством возложения рук
низвести дары Духа Святого на крещенных, Симон якобы предложил им денег за
сообщение ему их "секрета" и был строго обличен и отвергнут апостолами.
Собственно, Симон из Самарии прибыл в Тир, где на деньги, отвергнутые
апостолами, выкупил из блудилища пребывавшую там десять лет женщину Елену. Симон
утверждал, что сам он - предвечный верховный бог, а Елена - его первая
творческая мысль (эннойа, έπινοια), его премудрость т.е. София, космическая
праматерь, породившая ангелов, архангелов и власти. Однако эти недобрые
духи-мироправители из зависти пленили свою надмирную родительницу и обрекли ее
на заточение в теле, на бесчестие и унижение "дольнего мира". По верованиям
гностиков, она явилась как гомеровская Елена виновницей Троянской войны, а через
тысячу лет очутилась блудницей в Тире, где Симон, следивший за всеми ее
превращениями, подобрал ее, как добрый пастырь потерянную овцу. Некогда она была
Еленой Спартанской, причем Парис похитил лишь ее призрак (эта версия отражена
еще у Стесихора и Еврипида); затем Елена прошла через ряд перевоплощений, пока
для нее не наступил час искупительной встречи со своим божественным отцом в лице
Симона-волхва; предполагалось, что через ее освобождение освобождается
страждущее духовное начало во всем мире. Этот миф о Елене представляет собой
вариант гностического мифа о падшей Софии, временами оживавшего в романтической
и неоромантической философии и поэзии, в том числе и во времена "русского
серебряного века" и периода расцвета русских символистов.
|