Хранилище мифологии
 

Мифология и история Древней Греции

Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная древнегреческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология народов Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская  и  германская мифология
Славянская и древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Елена Гностическая

Елена (Έλένη), в преданиях гностических сект симониан или еленгиан, спутница Симона-волхва. По сообщениям ортодоксальных христианских полемистов-ересеологов и назидательного иудео-христианского сочинения, известного под названием Псевдо-Климентин, Елена была блудницей в финикийском городе Тир (что связывает ее образ с образом Астарты, в честь которой в этом городе практиковалась ритуальная проституция и которая сама, по некоторым версиям, предлагала себя мужчинам в городском храме); затем она появилась в окружении некоего Досифея, самаритянского претендента на сан мессии, выступившего вскоре после Иисуса Христа и широко применявшего лунарную символику (тридцать избранных учеников представляли дни лунного месяца, а Елена по созвучию своего имени с именем Селены - луну). Позднее Симон-волхв отнял у Досифея и сан, и Елену. Сведения о жизни и учении Симона-волхва имеют исторический характер. Первое свидетельство о нем находится в книге Деяния Апостолов (VIII, 9—24), где рассказывается, что архидиакон Филипп, успешно проповедуя евангелие в Самарии, крестил там одного волхва, Симона, считавшего себя "чем-то великим", творившего всякие многие чудеса и имевшего большое число последователей, которые видели в нем явление "великой силы Божией". Когда из Иерусалима прибыли апостол Петр и Иоанн, чтобы посредством возложения рук низвести дары Духа Святого на крещенных, Симон якобы предложил им денег за сообщение ему их "секрета" и был строго обличен и отвергнут апостолами.

Собственно, Симон из Самарии прибыл в Тир, где на деньги, отвергнутые апостолами, выкупил из блудилища пребывавшую там десять лет женщину Елену. Симон утверждал, что сам он - предвечный верховный бог, а Елена - его первая творческая мысль (эннойа, έπινοια), его премудрость т.е. София, космическая праматерь, породившая ангелов, архангелов и власти. Однако эти недобрые духи-мироправители из зависти пленили свою надмирную родительницу и обрекли ее на заточение в теле, на бесчестие и унижение "дольнего мира". По верованиям гностиков, она явилась как гомеровская Елена виновницей Троянской войны, а через тысячу лет очутилась блудницей в Тире, где Симон, следивший за всеми ее превращениями, подобрал ее, как добрый пастырь потерянную овцу. Некогда она была Еленой Спартанской, причем Парис похитил лишь ее призрак (эта версия отражена еще у Стесихора и Еврипида); затем Елена прошла через ряд перевоплощений, пока для нее не наступил час искупительной встречи со своим божественным отцом в лице Симона-волхва; предполагалось, что через ее освобождение освобождается страждущее духовное начало во всем мире. Этот миф о Елене представляет собой вариант гностического мифа о падшей Софии, временами оживавшего в романтической и неоромантической философии и поэзии, в том числе и во времена "русского серебряного века" и периода расцвета русских символистов.






При использовании материалов линк на проект Хранилище мифологии приветствуется!




Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Цверги
Драконы Эльфы

История древних цивилизаций