Хранилище мифологии
 

Мифология и история Древней Греции

Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная древнегреческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология народов Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская  и  германская мифология
Славянская и древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Елена Прекрасная

Елена (Έλένη), в греческой мифологии спартанская царица, прекраснейшая из женщин, дочь Зевса и Леды, жены древнейшего лаконского царя Тиндарея, сестра Клитемнестры. Знаменитая в греческом эпосе своею красотой, Елена, первоначально в древнейших греческих сказаниях считалась богиней (ее имя от σελ — светлая), в гомеровских поэмах является смертной женщиной, женой Менелая, царя Спарты. В юности Елена Прекрасная была похищена знаменитым героем Тесеем и царем лапифов Пирифоем. После чего досталась по жребию Тесею, который отвез ее к своей матери Эфре в Афидну. После того как Тесей и Пирифой отправились в преисподнюю, чтобы добыть Персефону, Елену освободили и вернули в Спарту ко дворцу ее отца Тиндарея (Аполлодор, III 10, 7).

Слух о красоте Елены распространился настолько широко по всей Греции, что сватать девушку собралось несколько десятков знатнейших юношей и мужей Эллады (Менелай, Одиссей, Диомед, Сфенел, оба Аякса, Филоктет, Патрокл, Протесилай и другие герои) (Гесиод, Фрагменты, 196-204; Аполлодор, III 10, 8). Так как Тиндарей боялся своим выбором обидеть остальных претендентов и вызвать их вражду к себе и будущему зятю, он по совету Одиссея связал всех претендентов на руку Елены совместной клятвой оберегать в дальнейшем честь ее супруга. После этого мужем Елены был избран Менелай, вероятно, не без влияния его старшего брата Агамемнона, уже женатого на дочери Тиндарея Клитеместре (Еврипид, Ифигения, 55-71; Аполлодор, III 10, 9). От брака с Менелаем Елена родила Гермиону (Гомер, Одиссея, IV 12-14). Когда спустя некоторое время богиня Афродита, выполняя обещание, данное Парису - сыну троянского царя Приама, привела его в дом Менелая, Елена, по наиболее распространённой версии, увлеклась юным красавцем и, воспользовавшись отъездом супруга, бежала с Парисом в Трою, захватив с собой большие сокровища и много рабов (Гомер, Илиада, VII 345-364; Еврипид, Троянки, 983-997). По другой версии мифа, восходящей, возможно, еще к Гесиоду, но обстоятельно разработанной в 6 веке до нашей эры Стесихором, Зевс или Гера подменили подлинную Елену ее двойником-призраком. Сама же Елена была перенесена в Египет, где жила под защитой мудрого старца Протея, дожидаясь возвращения Менелая из троянского похода (этот сюжет обстоятельно разработан в трагедии Еврипида "Елена").

В Трое, Елена своей красотой снискала симпатии многих троянцев, несмотря на бедствия, которые навлекла на их город. О поведении Елены во время Троянской войны античные авторы снова повествуют по-разному. Гомеровский эпос, видя во всем происходящем неотвратимую волю богов, относится к Елене без осуждения; влечение красавицы к Парису он объясняет воздействием богини любви и страсти Афродиты, которому не может противиться никто из смертных (Гомер, Илиада, III 154-165). В остальном Елена в "Илиаде" явно тяготится своим положением, и в послегомеровских поэмах о разрушении Трои ей приписывается даже сознательное содействие грекам: она не выдает троянцам Одиссея, дважды пробиравшегося в город (Гомер, Одиссея, IV 240- 264), и помогает ему и Диомеду похитить из местного храма деревянную статую Афины (Аполлодор, V 13); в ночь захвата Трои симпатии и помощь Елены также на стороне греков. Однако Менелай после взятия города разыскивает Елену с мечом в руках, чтобы казнить ее за измену ему как мужу. Но при виде жены, сияющей прежней красотой, он выпускает меч из рук и прощает ее (Еврипид, Андромаха, 628- 631). Ахейское войско, уже готовое побить Елену камнями, увидев еу, отказывается от этой мысли. После взятия Трои Елена снова достается Менелаю, с которым и возвращается в Спарту.

О последующей судьбе Елены также существуют различные версии. По одним, она была после смерти Менелая изгнана его сыновьями и бежала то ли на остров Родос, то ли в Тавриду; по другим, - она была после смерти перенесена на остров Левка в устье Дуная, где соединилась вечным союзом с погибшим в Троянской войне Ахиллом (Павсаний, III 19, 13). Объединить эти две популярнейшие фигуры героического эпоса стремились уже в рассказе о встрече Елены с Ахиллом на Троянской равнине незадолго до его смерти.
Место, которое Елена занимает в мифах троянского цикла, и неоднократные обработки этих мифов в произведениях светской литературы не могли, однако, вытеснить из сознания греков исторического периода представлений о божественном прошлом Елены. Недалеко от Спарты было святилище Елены, в самой Спарте находился священный платан Елены (Theocr. XVIII). Под прозвищем Дендритис ("древесная") Елена почиталась в Кафиях и на Родосе (Павсаний, VIII 23, 4-6; III 19, 10). Все это заставляет видеть в ней древнейшее растительное божество, возможно, минойского происхождения.

С формированием греческого сказания о Троянской войне, которое вобрало в себя также местные культовые и фольклорные элементы, существовавшие в микенских центрах, Елена стала одним из его персонажей, что обеспечило ее образу прочное место в литературе и изобразительном искусстве от античности до наших дней.
Среди античных произведений, использующих образ Елены, кроме "Илиады" и "Одиссеи", хоровые поэмы Стесихора; трагедии Еврипида "Троянки", "Елена", "Орест" "Похвала Елене" Горгия; панегирик Исократа. Различные эпизоды мифа часто находили отражение в античном изобразительном искусстве: в живописи (несохранившиеся картины Полигнота и Зевксиса, фреска "Парис и Елена" в Помпеях), пластике (рельефы многих этрусских погребальных урн и др.) и особенно в вазописи. С 15 столетия Елену часто изображали в иллюстрациях к произведениям о Троянской войне. С эпохи Возрождения сюжет "Похищение Елены" стал одним из самых распространенных в живописи (Беноццо Гоццоли, Джулио Романо, Франческо Приматиччио, Якопо Тинторетто, Питер Пауль Рубенс, Гвидо Рени, Жак Луи Давид и другие художники). Из произведений пластики следует упомянуть группу "Парис и Елена" Пьера Пюже, бюст "Елена Прекрасная" Антонио Кановы и другие скульптуры многих ваятелей.






При использовании материалов линк на проект Хранилище мифологии приветствуется!




Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Цверги
Драконы Эльфы

История древних цивилизаций