Хранилище мифологии
 

Мифология и история Древней Греции

Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная древнегреческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология народов Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская  и  германская мифология
Славянская и древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Эрехтей

Эрехтей, в греческом мифотворчестве аттический герой, седьмой царь Афин, сын Пандиона и наяды Зевксиппы, внук Эрихтония, брат Бута (Аполлодор, III 14, 8). По Гомеру, Эрехтей являлся сыном богини земли Геи, воспитанным Афиной в ее храме. Считается, что Эрехтей ввел Панафинеи и привил в Аттике культуру пшеницы. Имел много дочерей от Праксифеи. По позднейшему преданию, Эрехтей был царем Аттики, который в борьбе с фракийцем Евмолпом, вторгнувшимся на его землю из Элевсина, принес в жертву богине Афине, по совету оракула, свою младшую дочь Хтонию, которая, не колеблясь, взошла на жертвенный алтарь. После этого жертвоприношения Эрехтей победил и убил Евмолпа. Однако после победы, остальные дочери Эрехтея покончили жизнь самоубийством, а сам он был убит Посейдоном, отцом Евмолпа. По иной версии, другие дочери царя тоже принесли себя в жертву (Гигин, Фабулы, 46; Ликург, 98-99). Эрехтей считается отцом Кекропа, Метиона, Орнея, Пандоры, Прокриды, Креусы, Хтонии и Оритии. Также сыновьями Эрехтея некоторые древнегреческие авторы считают Эвпалама и Феспия. На сохранившихся памятниках античного искусства часто находится изображение передачи Геей младенца Эрехтея богине Афине.

Исторические сведения.
Эрехтейон то есть храм Эрехтея является замечательным произведением древнегреческой архитектуры, остатки которого сохранились в Афинах.
Эрехтейон был одним из главных святилищ на акропольской горе, к северу от Парфенона. Эрехтейон был построен на том самом месте, где, по верованию греков, произошел спор между Афиной и Посейдоном из-за обладания Аттикой; в нем находились оливковое дерево, произращенное Афиной, и ключ соленой воды, начавший бить по мановению Посейдона; в нем хранились другие святыни, чтимые афинянами: деревянный Палладион Афины, будто бы упавший с неба, статуя Гермеса, принесенная в Афины Кекропом, след на скале трезубца, которым Посейдон извлек из нее воду, светильник Каллимаха, горевший непрестанно, несмотря на то что масло наливалось в него только однажды в году, остатки гроба Эрехтея и других героев Аттики, трофеи, добытые на войне, и т.п.

Эрехтейон заменил собой находившийся на том же месте более древний храм, разрушенный персами при их нашествии; постройка нового храма была начата при Перикле и продолжалась с перерывами, вероятно, до 407 года до нашей эры. Так как Эрехтейон стоял на неровной почве и был, собственно говоря, не одним храмом, а совокупностью нескольких святилищ, то его план представлял значительное отступление от обычного расположения греческих храмов; он не имел снаружи окружной колоннады, но был украшен с трех сторон отдельными портиками.

Обломки фриза Эрехтейона, сюжетом которого был, очевидно, миф об Эрехтее и кекропидах, хранящиеся в акропольском музее, свидетельствуют о том, что скульптурные украшения Эрехтейона были превосходны. Храм Эрихтея отличался большой оживленностью и тонкостью отделки и его эффектность увеличивалась темным фоном элевсинского мрамора, на котором были укреплены фигуры, изваянные из белого паросского мрамора. В архитектурном отношении все части Эрехтейона должны были очаровывать зрителя чистой красотой своих форм, гармоничностью пропорций и тонкой обработкой деталей; ни одно из созданий древнегреческого зодчества не было так свободно и живописно по расположению, так грациозно и изящно, как это образцовое сооружение аттическо-ионического стиля. До XVII столетия Эрехтейон существовал еще в довольно сохранном виде, но венецианцы в 1687 году при осаде Афин, страшно изуродовали этот древнейший храм Эрихтея.






При использовании материалов линк на проект Хранилище мифологии приветствуется!




Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Цверги
Драконы Эльфы

История древних цивилизаций