Эрехтей, в греческом мифотворчестве
аттический герой, седьмой царь Афин, сын Пандиона и наяды Зевксиппы, внук
Эрихтония, брат Бута (Аполлодор, III 14, 8). По Гомеру, Эрехтей являлся сыном
богини земли Геи, воспитанным Афиной в ее храме. Считается, что Эрехтей ввел
Панафинеи и привил в Аттике культуру пшеницы. Имел много дочерей от Праксифеи.
По позднейшему преданию, Эрехтей был царем Аттики, который в борьбе с фракийцем
Евмолпом, вторгнувшимся на его землю из Элевсина, принес в жертву богине Афине,
по совету оракула, свою младшую дочь Хтонию, которая, не колеблясь, взошла на
жертвенный алтарь. После этого жертвоприношения Эрехтей победил и убил Евмолпа.
Однако после победы, остальные дочери Эрехтея покончили жизнь самоубийством, а
сам он был убит Посейдоном, отцом Евмолпа. По иной версии, другие дочери царя
тоже принесли себя в жертву (Гигин, Фабулы, 46; Ликург, 98-99). Эрехтей
считается отцом Кекропа, Метиона, Орнея, Пандоры, Прокриды, Креусы, Хтонии и
Оритии. Также сыновьями Эрехтея некоторые древнегреческие авторы считают
Эвпалама и Феспия. На сохранившихся памятниках античного искусства часто
находится изображение передачи Геей младенца Эрехтея богине Афине.
Исторические сведения.
Эрехтейон то есть храм Эрехтея является замечательным произведением
древнегреческой архитектуры, остатки которого сохранились в Афинах.
Эрехтейон был одним из главных святилищ на акропольской горе, к северу от
Парфенона. Эрехтейон был построен на том самом месте, где, по верованию греков,
произошел спор между Афиной и Посейдоном из-за обладания Аттикой; в нем
находились оливковое дерево, произращенное Афиной, и ключ соленой воды, начавший
бить по мановению Посейдона; в нем хранились другие святыни, чтимые афинянами:
деревянный Палладион Афины, будто бы упавший с неба, статуя Гермеса, принесенная
в Афины Кекропом, след на скале трезубца, которым Посейдон извлек из нее воду,
светильник Каллимаха, горевший непрестанно, несмотря на то что масло наливалось
в него только однажды в году, остатки гроба Эрехтея и других героев Аттики,
трофеи, добытые на войне, и т.п. Эрехтейон заменил собой находившийся на том
же месте более древний храм, разрушенный персами при их нашествии; постройка
нового храма была начата при Перикле и продолжалась с перерывами, вероятно, до
407 года до нашей эры. Так как Эрехтейон стоял на неровной почве и был,
собственно говоря, не одним храмом, а совокупностью нескольких святилищ, то его
план представлял значительное отступление от обычного расположения греческих
храмов; он не имел снаружи окружной колоннады, но был украшен с трех сторон
отдельными портиками. Обломки фриза Эрехтейона, сюжетом которого был,
очевидно, миф об Эрехтее и кекропидах, хранящиеся в акропольском музее,
свидетельствуют о том, что скульптурные украшения Эрехтейона были превосходны.
Храм Эрихтея отличался большой оживленностью и тонкостью отделки и его
эффектность увеличивалась темным фоном элевсинского мрамора, на котором были
укреплены фигуры, изваянные из белого паросского мрамора. В архитектурном
отношении все части Эрехтейона должны были очаровывать зрителя чистой красотой
своих форм, гармоничностью пропорций и тонкой обработкой деталей; ни одно из
созданий древнегреческого зодчества не было так свободно и живописно по
расположению, так грациозно и изящно, как это образцовое сооружение
аттическо-ионического стиля. До XVII столетия Эрехтейон существовал еще в
довольно сохранном виде, но венецианцы в 1687 году при осаде Афин, страшно
изуродовали этот древнейший храм Эрихтея. |