Эрот (Έρως), в греческом
мифотворчестве бог любви, понимавшийся как особое мировое божество и как
безотлучный спутник и помощник Афродиты. Одно из четырех космогонических
первоначал, наряду с Хаосом, Геей и Тартаром (Гесиод, Теогония, 116-122).
Согласно изложения мифографа пятого столетия до нашей эры Акусилая, Эрот, Эфир и
Метида были детьми Никты и Эреба, происшедших от Хаоса. У Парменида Эрот
мыслится также древнейшим божеством, которое создала Афродита. У орфиков он
Протогон ("перворождённый"), Фанет ("явленный"), Фаэтон ("сияющий"). Отцом Эрота
называли также Урана, Хроноса, Орфея и других богов и героев античного мира.
Традиция греческой классической поэзии представляет Эрота сыном Зевса (Еврипид,
Ипполит, 533), порождением Ириды и Зефира (Алкей, Фрагменты, 80), в позднейших
преданиях Эрот обыкновенно называется сыном Афродиты и Ареса, так что он
постепенно принимает черты "златокрылого" бога, знаменуя постепенный переход к
изящному, легкому и капризному Эроту эллинистической поэзии (Симонид Кеосский,
Фрагменты, 24; Аристофан, Какалос, 1738; Сафо, Фрагменты, 50).
Он стал, как отмечено у Аполлония Родосского, прекрасным своенравным и
жестокосердным мальчиком, полным хитрости и лукавства, жестоким мучителем богов
и людей. Он повсюду летает на своих золотых крыльях, бездумно пуская стрелы,
возбуждающие любовь не только между мужчиной и женщиной, но и однополую. Эрот
господствует как над внешней природой, так и над нравственным миром людей и
богов, управляя их сердцем и волей. По отношению к явлениям природы он является
благодетельным богом весны, оплодотворяющим землю и вызывающим к бытию новую
жизнь. Его представляли красивым мальчиком, с крыльями, в более древнее время —
с цветком и лирой, позднее — со стрелами любви или пылающим факелом.
Художественное развитие тип Эрота получил под резцом ваятелей младшей аттической
школы — Скопаса, Праксителя и Лисиппа. Скопасу принадлежала статуя Эрота,
находившаяся в Мегарах; Пракситель изваял Эрота для мизийского города Пария при
Геллеспонте и — шедевр греческой скульптуры — для Феспий, где находилась также
статуя Эрота работы Лисиппа. Культ Эрота существовал в Парии и главным образом в
Феспиях, где первоначально грубый камень служил изображением бога. В Феспиях
через каждые четыре года устраивались в честь Эрота празднества — Эротидии,
сопровождавшиеся гимнастическими и музыкальными состязаниями.
Кроме того, Эрот, как бог любви и дружбы, соединявший юношей и мужчин,
пользовался почитанием в гимназиях, где его статуи ставились рядом с
изображениями Гермеса и Геракла (Павсаний, IX 27, 1-3). Спартанцы и критяне
обыкновенно перед битвой приносили Эроту жертву; лучший фиванский отряд воинов
имел в Эроте своего покровителя и вдохновителя; самийцы посвятили Эроту гимназий
и праздновали в честь его свои элевтерии. Взаимная любовь юности нашла себе
символическое изображение в группе Эрота и Антэрота, находившейся в элейской
гимназии: рельеф с этой группой изображала Эрота и Антэрота, оспаривающими
пальму победы друг у друга. Эрот служил одним из любимых сюжетов для философов,
поэтов и художников, являясь для них вечно живым образом как серьезной
мироуправляющей силы, так и личного сердечного чувства, порабощающего богов и
людей. Позднейшему времени принадлежит возникновение симбиоза Эрота и Психеи
(Любви и плененной ею Души) и развившейся из этого представления известной
народной сказки. Похожее символическо-аллегорическое изображение Эрота дается
Апулеем в его сочинении "Метаморфозы". Оригинальный миф об Эроте не божестве, а
демоне, спутнике Афродиты, выражающем вечное стремление к прекрасному, дается
Платоном. У него Эрот является сыном Бедности и Богатства, зачатым в день
рождения Афродиты и получившим в наследство от родителей жажду обладания, тягу к
странствиям, стойкость и отвагу. В италийской мифологии Эроту соответствуют
римские боги Амур и Купидон. |