Фаэтон (Φαεθων), в греческом
мифотворчестве эпитет Гелиоса, у позднейших античных авторов также сын Гелиоса и
океаниды Климены (Овидий, Метаморфозы, II 19), или Кефала и богини зари Эос,
брат Гелиад (Гесиод, Теогония, 984-986). По сказанию, поэтически разработанному
древними писателями (Еврипид, Ипполит, 735; Аполлоний Родосский, Аргонавтика, IV,
598), Фаэтон, желая доказать свое происхождение от Гелиоса, обратился при
посредстве Климены к отцу с просьбой предоставить ему на один день управление
солнечной колесницей. Гелиос, связанный клятвой, которую он дал, — исполнить
просьбу сына — вверил ему заветную колесницу, но слабый юноша не сумел
управиться с бессмертными конями и, не зная дороги, сбился с пути, вследствие
чего вселенная едва не была охвачена пожаром.
Предвидя несчастие, Зевс ударом молнии поразил безрассудного смельчака. Кони
разбежались, их после поймали эринии, а обломки колесницы упали на землю в виде
метеоритов. Климена нашла тело сына на берегу реки Эридан. Сестры Фаэтона так
безутешно плакали на могиле брата, что Зевс не выдержал и превратил их в тополя,
а их слезы стали янтарем. След, оставленный на звездном небосводе огненной
колесницей под управлением Фаэтона, стал называться Млечным путем (Овидий,
Метаморфозы, I, 755; II, 1—367).
В античном искусстве (на монетах, в вазописи, саркофагах, геммах, рельефах)
наиболее часто встречается сцена падения Фаэтона. К мифу о безрассудном сыне
бога Гелиоса обращались Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джулио Романо, Якопо
Тинторетто, Лудовико Карраччи, Питер Пауль Рубенс, Джованни Баттиста Тьеполо,
Никола Пуссен и другие живописцы. |