Феаки (Φαίηκες), в греческом
мифотворчестве сказочные обитатели острова Схерии. Богатый, веселый, беспечный,
одаренный всеми благами роскошной природы феакийский народ вел блаженное
существование: ни борьба, ни тягости жизни не омрачали его безмятежного счастья.
Сами боги покровительствовали ему; в собственном виде приходили они к феакам на
пиры или появлялись в народе. Отличаясь гостеприимством и исключительным
мастерством в кораблевождении, феаки считали своим долгом отправлять на родину
мореходов, попавших к ним в результате кораблекрушения. На остров феаков однажды
был заброшен бурей Одиссей, здесь он встретил радушный прием у царя Алкиноя и
его жены Ареты (Гомер, Одиссея, VII 139-328; XIII 4-15). Впоследствии феаки на
своем быстроходном корабле благополучно доставили Одиссея на его родной остров
Итаку. По Гомеру дворец царя феаков Алкиноя был чудом искусства: от порога его шли
медные стены, увенчанные сверху карнизом из лазоревой стали; входные двери были
вылиты из чистого золота, косяки и притолоки — из серебра; в преддверии стояли
вылитые Гефестом две фигуры собак — одна золотая, другая серебряная. От порога,
огибая кругом стены, тянулись лавки богатой работы, на которых лежали покровы:
здесь знатнейшие старейшины города услаждались питьем и едой. Тут же на высоких
постаментах стояли золотые статуи юношей, в руках которых ночью горели
светильники. Во дворце жили пятьдесят рабынь-рукодельниц: одни мололи ручными
жерновами золотистую рожь, другие сучили нити и ткали столь плотные ткани, что
"и тонкое масло в них не впивалось". Политическое устройство страны,
общественные отношения и религиозные верования являются, по-видимому, отражением
доисторической жизни ионян: поэт, описывая феаков, к сказочному облику народа
присоединил исторические черты современной ему действительности. Как у ионян, у
феаков во главе народа стоит царь, власть которого ограничена советом из
двенадцати старейшин. Есть у феаков и демос, и агора, и избирательное начало. Как ионяне, феаки веруют
в Зевса громовержца, покровителя чужеземцев и нищих, в Посейдона, Афину,
Гермеса, Аполлона; им известны также мифические рассказы о богах и о деяниях
героев. Чуждаясь иноземцев, они, однако, признают права гостеприимства (общегреческая
черта); как и ионяне, они любят пиры, веселье, хороводы, гимнастические
состязания; как ионийские женщины, феакиянки ведут скромный образ жизни
домовитых хозяек, хотя и пользуются свободою находиться в обществе мужчин.
Переплетение фантазии с историей поставило как древней, так и новейшей критике
задачу определить, существовали ли в действительности феаки и если существовали,
то где искать загадочную Схерию.
Фукидид, а в новейшей науке историки Фосс, Фелькер, Нибур отождествляли Схерию с
Керкирой; Гротефенд переносил ее на север от Феспротии. Со времени появления
статьи Велькера "О Гомеровских феаках и Островах блаженных" в науке преобладает
иная теория, по которой феаки являются мифическим народом. Велькер видит в
феаках, в связи с значением слова φαίος - темный, темных перевозчиков смерти,
Краузен — морских демонов, Эккерман — морских демонов, на которых перенесены
атрибуты подземного царства и божеств смерти. Рассматриваемое со стороны
фантастического содержания сказание о феаках является древнейшим образцом
утопической сказки в греческой литературе.
В изображении феаков в гомеровской "Одиссее" соединилось несколько мотивов:
беззаботная жизнь феаков соответствует представлению о золотом веке с чертами
патриархального рабства (так, например, царевна Навсикая на море стирает белье
вместе со служанками, которых считает своими подругами, VI 25-109). Корабли
феаков достигают цели без помощи руля и мчатся с неимоверной скоростью; Одиссей
в течение всего путешествия находится в состоянии глубокого сна, похожего на
смерть (Гомер, Одиссея, VIII 557-562; XIII 78-92). |