Федра, в греческом мифотворчестве
дочь критского царя Миноса и Пасифаи, внучка солнца Гелиоса, сестра Ариадны,
мать Акаманта и Демофонта. Федра, вторая жена афинского царя Тесея, воспылала
любовью к своему пасынку Ипполиту. Отвергнутая юношей, Федра покончила с собой. Наиболее известная литературная обработка сюжета (после Еврипида и Сенеки)
принадлежит Жану Батисту Расину. Трагедия Еврипида "Ипполит" послужила образцом
для "Федры" Расина. Еврипид дважды обрабатывал этот сюжет для сцены; до нас
дошла более поздняя трагедия. К сюжету обращались также Иоганн Фридрих Шиллер,
Габриэле д`Аннунцио, Жан Кокто, в русской поэзии - Марина Цветаева и многие
другие писатели и поэты. Исторические сведения.
Трагедии Расина открыли собой новую эпоху во французской драматической
литературе, сменив ту, которой положила начало драма "Сид" Пьера Корнеля.
"Расин, — говорит Гейне, — был первый поэт нового времени, как Людовик XIV —
первый король нового времени. В пьесах Корнеля еще дышат средние века; в нем еще
хрипит дух старого рыцарства... Но в Расине нет уже и следа средневекового
образа мыслей; в нем пробуждаются новые чувства; в его груди благоухали первые
фиалки нашей новой жизни..." Если эта новизна творчества Расина дала себя
явственно знать уже в трагедии "Андромаха", то она блистательно развилась в
последовавших за "Андромахой" трагедиях: "Британник", "Вереника", "Баязет",
"Митридат", "Ифигения" и "Федра". Слава Расина достигла своего апогея, несмотря
на противодействие, которое встретил новатор в старом литературном лагере;
вместе с тем сыпались на него со стороны двора и самого короля отличия и
почести. В самый разгар этой деятельности после представления "Федры" — пьесы, в
которой главная особенность творчества Расина выразилась в самом полном и ярком
виде, он вдруг дал торжественную клятву перед Богом не писать больше для театра.
Враги Расина убедили посредственного писателя, Прадона, написать тоже "Федру" и
сумели доставить этой пьесе временный успех, превосходивший успех "Федры"
Расина. Раздосадованный и раньше долговременной оппозицией, за которую любовь
гораздо более значительной части публики не вознаграждала его граничившее с
тщеславием сознание собственного достоинства, автор восьми знаменитейших
трагедий того времени (к которым примыкала еще написанная через год после "Андромахи"
остроумная комедия в аристофановском духе, "Les Plaideurs") действительно
перестал писать. Он оставался при дворе короля, который назначил его своим
историографом, но вел по большей части уединенную, созерцательно-мистическую
жизнь. Религиозное настроение до такой степени овладело им, что одно время он
хотел поступить в монахи, и только увещания друзей удержали его от исполнения
этого решения. |