Филоктет (Φιλοκτήτης), в греческом
мифотворчестве царь города Мелибеи, сын Пойанта, один из женихов Елены и
участников Троянской войны. Во главе мефонцев, тавмакийцев, мелибейцев и
олидзонийцев Филоктет отплыл под Трою, но на пути туда был укушен змеей и
вследствие отвратительного свойства раны был оставлен ахейцами на Лемносе. По
одной версии, змея ужалила Филоктета на острове Тенедос во время
жертвоприношения, которое ахейцы совершали в священном участке Аполлона, или во
время последовавшего затем пира (Аполлодор, III 27). По другой версии Филоктет
на маленьком острове Хриса близ Лемноса случайно забрел в участок местной
богини, который охраняла змея (Софокл, Филоктет, 263-270, 1326-1328). Сказания о дальнейшей судьбе Филоктета были разработаны представителями
киклического эпоса, а также трагиками. По этим сказаниям, Филоктет, как друг и
оруженосец Геракла, был опытным стрелком из лука. В награду за то, что он
соорудил и зажег погребальный костер на горе Эте в Эхалии для Геракла, когда
последний решил расстаться с жизнью, Геракл подарил ему свой лук с отравленными,
не дающими промаха стрелами (Софокл, Филоктет, 801-803). Почти десять лет
томился Филоктет от болей в одиночестве, добывая себе пропитание охотой на диких
птиц. На десятом году Троянской войны жрец Калхант объявил, что без стрел
Филоктета Троя не может быть взята, Одиссей с Диомедом прибыли на Лемнос за
Филоктетом, который по высадке на троянский берег был погружен Аполлоном в
глубокий сон и во сне благодаря произведенной врачом Махаоном, сыном Асклепия,
операции исцелен от недуга. Когда от стрел его погиб Парис, Троя действительно
вскоре пала (Аполлодор, V 8). Филоктет вернулся в Мелибею, но так как жители города восстали против него, то
он отплыл в Италию, где основал города Петилию и Кримиссу и построил храм в
честь Аполлона Алея, которому посвятил свой лук. Умер Филоктет в борьбе с
прибывшими в Италию родосцами; могилу его показывали в Макалле, где находилось и
его святилище. Филоктет участвовал и в походе аргонавтов. Миф о Филоктете был
обработан в одноименных трагедиях Эсхила, Софокла и Еврипида, затем афинским
драматургом Теодектом и римским поэтом Акцием. До нашего времени целиком
сохранилась только трагедия Софокла Филоктет, в которой поэт обработал сказание
об избавлении Филоктета от одиночного пребывания на острове Хриса не Диомедом, а
Неоптолемом. |