Фрии, в греческом мифотворчестве
три крылатые нимфы, дочери Зевса, обитавшие на Парнасе и учредившие гадания с
помощью камешков, брошенных над гладью воды. Фрии были также воспитательницами
Аполлона, который передал их Гермесу вместе с гадательными камешками в обмен на
свирель. В Гомеровских гимнах говорится, что, в особенности, пророческий дар
просыпался у крылатых нимф, когда фрии пьянели от меда. Исторические сведения.
Гадание (μαντική) или мантика в древности, есть стремление раскрыть явления,
которые человеческий разум собственными силами не мог постигнуть, и в
особенности будущее. Наибольшей систематизации оно достигло у древних греков и
римлян, у которых было возведено на степень государственного учреждения.
Возможность, с помощью богов, заранее предузнавать результаты предпринимаемых
действий допускали и некоторые философы. Пифагор и его ученики с особенной
любовью занимались мантикой. Эмпедокл признавал существование сношений между
человеком и божеством, но лишь в качестве привилегии избранных душ. Ученик
философа Анаксагора — Еврипид — смело утверждал, что "лучший гадатель тот, кто
хорошо соображает". Ксенофан с презрением отвергал мантику, как и народные
верования вообще, усматривая в них извращение понятия о верховном существе.
Гераклит отводил мантике место в своей системе, но единственным способом ее
считал пророческое вдохновение, сообщаемое душе во время бодрствования. По
Демокриту, существуют человекообразные и смертные воздушные гении, добрые или
злые, извещаемые человека о своих планах и о том, что происходит в отдаленных
частях миpa; отсюда видения и голоса, посещающие людей во время сна. Сократ
смотрел на мантику, как на орудие ycпехa, a, следовательно, счастья; а так как
счастье людей составляет цель мироздания и главную заботу божества, то этим
достаточно оправдывается мантика и в целом гадание. |