Гармония, в греческой мифологии,
дочь Ареса и Афродиты, супруга Кадма, мать Ино, Агавы, Семелы, Автонои, Полидора
и Иллирия. Свадьбу Кадма и Гармонии почтили своим присутствием олимпийские боги.
Афина подарила ей золоченый пеплос, придающее хозяйке божественное достоинство,
а Афродита дала Гармонии золотое ожерелье работы Гефеста, которое делало
владелицу украшения неотразимой. Изготовленное Гефестом ожерелье, однако, имело
свойство приносить его обладателю несчастье. О бедствиях, причиненных Гармонии,
существует целый ряд рассказов древних авторов. По Аполлодору в старости
Гармония и Кадм превратились в драконов и были отправлены Зевсом на Острова
Блаженных. По другой версии Арес превратил их во львов.
Большинство мифологов и историков (Мёверс, Брандис, Ленорман, Дункер и др.) считает Кадма
антропоморфизированным восточным божеством; самое имя его производили от семитского
Qadem — Восток, а имя Европы от семитского Ereb — Запад. В нем видят Мелькарта,
странствующего в поисках за Астартой и наконец соединяющегося с ней священным
браком (причем Гармония тождественна с Европой и обе — с Астартой). Некоторые новейшие
исследователи (Е. Мейер, Г. Д. Миллер, О. Крузиус) доказывают, что все
подробности, выставляющие Кадма финикиянином, должны быть отнесены на счет позднейшей литературной обработки.
Древнейший беотийский источник — гесиодовская "Феогония" — знает Кадма царем "Кадмейской
земли", т. е. Фив, и ничего не говорит о его прошлом. Кадм, следовательно,
туземное божество, эпоним замка Кадмеи и народа кадмеев. Рассказ о прибытии Кадма в
Дельфы и о всем последующем возник под влиянием Дельфского оракула; многие его детали встречаются и
в других сказаниях (о Язоне, о Пелее и Фетиде и т. д.). Еще позже было приплетено
искание Европы — первоначально самостоятельный миф, подобный мифу о похищении и искании
Персефоны. Страны, из которых будто бы прибыл Кадм, — просто баснословные земли
дальнего Востока и Юга, подобный земле Гипербореев. Представления о них возникли в
аполлоновской религии, как о странах ночного и зимнего пребывания солнца. Лишь
впоследствии названия их перешли на исторические земли Востока. В миф о Кадме они попали,
благодаря его дельфийской редакции. Из других видных современных мифологов
Группе также отвергает восточное происхождение Кадма, но видит в нем не местное божество, а одно
из воплощений верховного светлого божества, ведущего борьбу с демоном мрака
(драконом) и сочетающегося браком с царицей неба. Превращение в дракона знаменует победу
мрака, "ежедневную судьбу солнечного бога".
|