Гемера, в греческой мифологии
богиня светлого Дня. По Гесиоду дочь Никты и Эреба, по другой версии - дочь
Хаоса и Калиго, спутница Гелиоса на его пути по небу. В Орфических гимнах дочь
Гелиоса, родившая от Эфира смертного человека Бронта, Небо, Землю и Море. В
римской мифологии Гемере соответствует Диес.
Историческая справка об Орфических гимнах и литературе орфиков.
Содержание орфической космогонии и феогонии вкратце следующее. Праначало мира (χρόνος,
Αίών) породило из себя Хаос и Эфир, от которых произошло миpoвoe серебряное
яйцо. Когда яйцо это лопнуло, из него появился перворожденный (πρωτογόνος) бог
Φάνης, называвшийся еще Μήτις, Έρις, Ήρικαπατος, и заключавший в себе семя всех
богов. Из половинок яйца образовались земля и небо. Φάνης был гермафродитом и
имел головы и атрибуты различных животных. От него произошла Ехидна или Ночь, а
от нее — Уран и Гея. Дальнейшая феогония идет по Гесиоду вплоть до Зевса.
Литература орфиков получила особое распространение в III—IV веках нашей эры,
когда язычество, борясь с христианством, черпало в ней для себя вдохновение и
доказательства своей силы.
До нас дошел сборник орфических поэм: Όρφικά или Τα
είς Όρφέα άναφερόμενα.
В который вошли:
1) Αργοναυτικά —
мифологическая эпопея, относящаяся к
позднейшему времени греческой литературы;
2) Λιθικά — теургический эпос в 768 стихотворениях, в котором Орфей рассказывает
Приамиду Феиодаму об удивительной силе камней;
3) Ύμνοι — литургические стихотворения (88), обращенные к различным
божествам и олицетворенным силам природы. Остальные сочинения орфиков дошли до
нас только в отрывках. Заглавия некоторых из них имеют особое значение; так,
например, стихотворение κρατήρ (чаша) озаглавлено так для проведения мысли, что
разнообразие вещей в единстве мира подобно смеси в чаше, куда наливается вода и
вино. В аллегорическом смысле даны также заглавия Πέπλος (одежда), δίκτυον
(сеть). Орфические поэмы читались публично на рапсодических состязаниях, рядом с
произведениями Гомера и Гесиода; некоторые стихотворения употреблялись в
качестве молитв на мистериях во Флиунте и Элевсине. Продолжателями орфеевой
поэзии во Фракии считались Филаммон, Фамирид, Евмолп и Музей. Поэт Ономакрит,
живший в Афинах при Писистрате, считался автором орфических стихотворений,
например, τελεταί (религиозные таинства). Одновременно с ним работали Орфей
Кротонский и Зопир Гераклейский.
|