Гибрис, в греческой мифологии:
1. Богиня, олицетворение гибельной самоуверенности, наглости и непомерной
гордыни; по Пиндару Гибрис была матерью Короса, но по Феогниду является его
дочью.
2. По Аполлодору Гибрис была нимфой, которая от связи с Зевсом родила Пана.
Историческая справка.
Пиндар (Πίνδαρος), лирический поэт (520 — 450 годы до нашей эры), уроженец
Киноскефал, предместья Фив в Беотии, почему поэт и называл себя фивянином, а
Фивы — своей родиной, матерью. Киноскефалы лежали у священной горы Геликона,
близ источника Дирки; гора почиталась местожительством муз, пользовавшихся водой
источника, от которого Пиндар получил имя диркейского лебедя. По отцу, Даифанту,
Пиндар принадлежал к знатному роду Эгеидов, глава которого был спутником
основателя Фив, Кадма, а члены сопровождали Гераклидов в Пелопоннес; из Спарты
Эгеиды вывели колонию на остров Феру, откуда колонисты, предводимые Баттом,
вышли в Ливию и основали Кирену; сам поэт рассказывает об этом в Ливийской оде (V,
65, сл.).
Род Эгеидов был любезен богам, особенно Аполлону, вождю муз, и
Аммонскому Зевсу; рождение поэта совпало с праздником Аполлона в Дельфах — с
пифийскими играми. Лирическая хоровая поэзия греков, нашедшая в Пиндаре
совершеннейшего представителя, была неотделима от пения, музыки и танцев; всем
этим искусствам Пиндар обучался частью в родном доме, где игра на флейте была
наследственна, частью у беотийских поэтесс Миртис и Коринны, а главным образом в
Афинах, у Аполлодора, Агафокла, Ласа; здесь же он мог познакомиться с поэзией
Симонида кейского и Эсхила. Знатное происхождение, близость к культам богов,
семейные предания, самая природа родных мест должны были сообщить поэтическому
дарованию Пиндара направление по преимуществу религиозное и торжественное,
сочувственное тогдашним владыкам городов и могущественным аристократам,
свободное от местной или партийной исключительности.
Ни в отрывках, ни в
победных песнях, сохранившихся целиком, невозможно отыскать даже намеков на
предпочтение поэта к какой-либо форме правления или к какому-нибудь из греческих
государств. Как певец, Пиндар жаждет славы у всех эллинов. Более всего
ненавистны ему брань и раздоры ("даже глупцам легко потрясти государство, но
трудно восстановить его без помощи богов"). Он прославляет мирные подвиги,
гражданские и личные добродетели, превозносит мир и согласие. В горячем призыве
к миру его современник Полибий видит единомыслие поэта с фивскими аристократами,
с предателями Эллады во время нашествия Ксеркса; но целые эпиникии, отрывки
других стихотворений, показания свидетелей удостоверяют, что Пиндар разделял
общую радость эллинов по случаю торжества над персами и открыто признавал за
афинянами и эгинетами высшую заслугу в деле охраны Эллады от посягательств
варваров. В целости до настоящего времени дошел только последний цикл
стихотворений, по степени важности общеэллинских празднеств расположенных в
четырех книгах: Олимпийские оды (четырнадцать), Пифийские оды (двенадцать),
Немейские оды (одиннадцать), Истмийские оды (семь). Как эпиникии (победные
песни), так и все прочие стихотворения Пиндара, принадлежат к хоровой лирике.
|