Харон (Χάρων), в греческом
мифотворчестве и истории: 1. Сын Никты, седой перевозчик, переправлявший на челноке через реку Ахерон в
подземное царство тени умерших. Впервые имя Харон упоминается в одной из поэм
эпического цикла — Миниаде; особое же распространение этот образ получил начиная
с V века до нашей эры, на что указывает частое упоминание Харона в греческой
драматической поэзии и трактование этого сюжета в живописи. В известной картине
Полигнота, написанной им для Дельфийской Лесхи и изображавшей вход в подземное
царство, наряду с многочисленными фигурами был изображен и Харон. Вазовая
живопись, судя по извлеченным из могил находкам, пользовалась фигурой Харона для
изображения стереотипной картины прибытия мертвых на берег Ахерона, где вновь
прибывших ожидал со своим челноком мрачный старец. Представление о Хароне и об
ожидающей каждого человека по смерти переправе сказывается также в обычае
вкладывать покойнику в рот между зубами медную монету достоинством в два обола,
которая должна была служить вознаграждением Харону за его труды по переправе.
Этот обычай был широко распространен среди греков не только в эллинский, но и в
римский период греческой истории, сохранялся в средние века и даже соблюдается в
настоящее время. Позднее на образ Харона были перенесены атрибуты и черты этрусского бога смерти,
который, в свою очередь, принял по-этрусски имя Харун. С чертами этрусского
божества представляет нам Харона Вергилий в VI песне Энеиды. У Вергилия Харон —
покрытый грязью старик, со всклокоченной седой бородой, огненными глазами, в
грязной одежде. Охраняя воды Ахерона, он с помощью шеста перевозит на челноке
тени, причем одних он принимает в челнок, других, не получивших погребения,
отгоняет от берега. Только золотая ветвь, сорванная в роще Персефоны, открывает
живому человеку путь в царство смерти. Показав Харону золотую ветвь, Сибилла
заставила его перевезти Энея. Так, по одному сказанию, Харон был на год закован
в цепи за то, что перевез через Ахерон Геракла, Пирифоя и Тесея, которые
насильно заставили его переправить их в аид (Вергилий, Энеида, VI 201-211,
385-397, 403-416). На этрусских картинах Харон изображается старцем с изогнутым
носом, иногда с крыльями и птичьими ногами, и обыкновенно, с большим молотом.
Как представитель подземного царства, Харон позднее превратился в демона смерти:
в этом значении он перешел, под именем Charos и Charontas, к современным нам
грекам, которые представляют его то в образе черной птицы, спускающейся на свою
жертву, то в образе всадника, преследующего в воздухе толпу мертвецов. Что
касается происхождения слова Харон, то некоторые авторы во главе с Диодором
Сицилийским, считают его заимствованным у египтян, другие сближают слово Харон с
греческим прилагательным χαροπός (имеющий огненные глаза).
2. Греческий историограф из Лампсака, принадлежал к числу предшественников
Геродота, так называемых логорифов, от которых до нас дошли только отрывки. Из
многочисленных сочинений, приписываемых ему византийским энциклопедистом Свидой,
подлинными могут считаться только "Περςικα" в двух книгах и "Ωροι Ααμψακηών" в
четырех книгах, то есть хроника города Лампсака. |