Хирон, в греческом мифотворчестве
кентавр, сын Кроноса и океаниды Филиры (Аполлодор, I 2, 4). Хирон родился
полуконем-получеловеком, так как Кронос, застигнутый в любовном союзе с Филирой
своей супругой Реей, принял вид коня (Аполлоний Родосский, II 1231-1241).
Принадлежа к кентаврам, Хирон отличался, однако, совершенно иными свойствами,
нежели его дикие собратья. В то время как последние являлись горными и лесными
божествами, олицетворяя дикую природу северной Греции, Хирон почитался как
мудрое существо, которому особенно хорошо известны целебные травы и приемы
воспитания. Близость к природе в данном случае привела к созданию не грубого,
злого и простоватого горного духа, родственного скандинавским троллям, а
симпатичной фигуры Хирона, в лице которого нашли свое олицетворение целительные
и облагораживающие, воспитывающие силы природы. Хирон, в отличие от других
кентавров, выделяется мудростью и благожелательностью и является воспитателем
знаменитых античных героев Ахилла, Тесея, Ясона, Диоскуров; как лекарь он обучал
врачеванию Асклепия. В основе этого мифологического образа лежит, по-видимому, более глубокий, более
развитой взгляд на природу, что, несомненно, доказывает более позднее
происхождение мифа о Хироне, или, по крайней мере, более позднее выделение его
из всей массы сказаний, связанных с именем кентавров. В связи с этим, сказания о
Хироне можно разделить на две группы. Согласно одному циклу, его происхождение
общее с прочими кентаврами. Отцом его является по этой версии Иксион, матерью —
Нефела (облако, то есть созданное из облака подобие Геры, к которой Иксион
воспылал страстью). Как и все прочие кентавры, он принимает участие в битве
кентавров с греческими героями, которая рассматривалась как олицетворение победы
греческой культуры над варварством. Таким образом, мудрый Хирон отчасти служил
символом варварства. К этому же циклу относится и оказание о ране, нанесенной
Хирону Гераклом и послужившей причиной смерти мудреца. Хирон жил на Пелионе, но
был изгнан оттуда лапифами и поселился на мысе Мелея, где его случайно ранил
Геракл стрелой с ядом лернейской гидры. Страдая от неизлечимой раны, бессмертный
Xирон жаждал смерти и отказался от бессмертия в обмен на освобождение Зевсом
Прометея (Аполлодор, II 5, 4). Другой цикл мифов проникнут тенденцией выделить Хирона из грубой толпы кентавров
и уничтожить даже тень родства между последними и фессалийским целителем.
Родителями Хирона в данном случае являются сам Кронос, в образе коня вступивший
в связь с Филирой. По другой версии, отцом Хирона был Посейдон. Имя Хирона
связывается с величайшими героями древней Греции: он выступает в роди
воспитателя Ахилла, Асклепия, Аполлона, Ясона, Патрокла, врачей Подалирия и
Махаона, прорицателя Тиресия, Ипполита. Пелея Хирон научил, как овладеть
океанидой Фетидой, менявшей свой облик. Он подарил Пелею знаменитое копье из
пелионского ясеня (Аполлодор, III 13, 5). В качестве воспитателя Асклепия,
Подалирия и Махаона, Хирон является родоначальником медицины; в Фессалии
довольно долго существовал род, в котором врачевание было наследственным
искусством и который считал Хирона своим эпонимом-родоначальником. Ему
приписывалось открытие различных целебных корней и трав, которые по его имени
получили свое название у древних натуралистов. Смерть Хирона, в первом цикле
связанная с его происхождением как кентавра, изменяется соответственно общему облику его.
По одной версии, он погибает жертвой своей любознательности, желая испытать на
себе действие яда (желчь лернейской гидры), которым были пропитаны стрелы
Геракла. По другой, менее осмысленной, он отдает жизнь за Прометея, который
будто бы мог сохранить свое бессмертие только если кто-либо из других
бессмертных согласится, за него умереть. И в том, и в другом случае смерть
Хирона была геройская, и боги вознаградили его за нее тем, что поместили Хирона
на небо в качестве созвездия Стрельца. Более благородный, чем все остальные
кентавры, Хирон и в изображениях своих должен был отличаться от общего типа. И
действительно, на некоторых вазах (например, знаменитая Луврская ваза) он
изображается с человечьими передними ногами, так что спереди он не отличается от
человека. В качестве полубога Хирон имел свой культ, который в упомянутом выше
роде врачей был семейным, а в целом ряде местностей Фессалии, Аркадии, Лаконии и
других областях носил общенародный характер. Следами его остались довольно
многочисленные географические названия в местностях, так или иначе связанных с
именем его самого или его сына Кариста. Этимология его имени показывает связь со
словом κείρ — рука, чем, очевидно, подчеркиваются искусные руки Хирона,
мастерство, ловкость и умелость мудрого кентавра. |