Хранилище мифологии
 

Мифология и история Древней Греции

Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная древнегреческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология народов Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская  и  германская мифология
Славянская и древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Хрисипп

Хрисипп (Xρύσιππος), в греческом мифотворчестве и истории:

1. Сын Пелопа и нимфы Аксиохи (или по иной версии одной из данаид). Отец любил Хрисиппа гораздо более, чем других своих сыновей Атрея и Фиеста, родившихся от Гипподамии. Мачеха Хрисиппа, Гипподамия, боявшаяся, что он как старший сын Пелопа лишит наследства ее сыновей, подговорила Атрея и Фиеста к убийству Хрисиппа.
Сводные братья Атрей и Фиест убили его, за что сами поплатились изгнанием и отцовским проклятием. По другому сказанию, у отца Хрисиппа нашел приют фиванский царевич Лай, который в то время жил в изгнании. Хрисипп, отличавшийся красотой, был похищен Лаем для своих любовных утех. Обесчещенный Лаем, Хрисипп от стыда лишил себя жизни. Гера, покровительница брачных отношений, в наказание послала в страну Лая чудовищную полуженщину-полузверя Сфинкс и определила, чтобы за скорбь, причиненную Пелопу смертью сына Хрисиппа, сам Лай принял смерть от своего сына. Следствием проклятия Геры был ряд несчастий, обрушившихся на потомство Лая (Аполлодор, III 5, 5; Еврипид, Финикиянки, 1760). Некоторые мифографические источники называют похитителем Хрисипп Тесея.

2. Философ-стоик, третий схоларх стоической школы. Биография Хрисиппа известна главным образом из сочинений Диогена Лаэртского, а учение — из сочинений Плутарха "Мнения философов" и "Противоречия стоиков", Секста Эмпирика "Пирроновы основоположения" и "Против математиков", Стобея "Эклоги" и Галена, который в своем сочинении "Основоположения Гиппократа и Платона" эксцерпировал сочинения Хрисиппа "περί ψυκης " и "περι παθων". Сборника отрывков Хрисиппа, дошедших до нас в упомянутых сочинениях и заимствованных из чрезвычайно многочисленных его сочинений, не существует. О Хрисиппе в настоящее время нет ни одной монографии, достойной внимания, за исключением старых, принадлежащих XVIII и началу XIX веков.

Хрисипп родился в Соли в Киликии около 280 года до нашей эры. Изучал труды разных философов, в том числе академика Аркезилая и Лакида, пока Клеанф не привлек его к стоицизму; после Клеанфа Хрисипп принял руководство стоической школой. Умер около 206 года до нашей эры. Хрисипп написал чрезвычайно много сочинений; увлекался диалектическими расчленениями и построением софистических доказательств, воскрешая в этом отношении мегарское направление. Диоген Лаэртский утверждает, что Хрисипп написал боле семи сотен сочинений, причем приводит триста их заглавий.

Хрисипп отождествлял благо с красотой и это отождествление оправдывал следующим силлогизмом: "благо желательно; желательное — нравится; нравящееся — похвально; следовательно, похвальное красиво". Или: "благо производит удовольствие; что производит удовольствие — то почтенно; почтенное же — прекрасно"; следовательно, благо — прекрасно. Нам известны лишь два ученика X. — Зенон из Тарса и Диоген из Вавилона. Сочинения Хрисиппа, в изложении других античных авторов, тщательно изучались вплоть до III века нашей эры.






При использовании материалов линк на проект Хранилище мифологии приветствуется!




Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Цверги
Драконы Эльфы

История древних цивилизаций