Хтонические божества, в греческом
мифотворчестве боги, которые так или иначе были связаны с производительными
силами земли или с подземными миром. Хтон (Χθων) на греческом языке означает
земля. Так как земля и с той и с другой точек зрения очень близко и многообразно
соприкасалась с жизнью земледельческого народа, в котором культ находящихся в
подземном мире предков получил особенное развитие, то количество хтонических
божеств у древних греков было очень значительно. Почти каждый из богов имел
эпитеты, обнаруживавшие, что на земле или в подземном мире у него есть
определенные функции. Так, например, в некоторых местах Греции существовал культ
Зевса хтонического, Гермеса, Диониса, Аполлона и других богов, которые, в
сущности, в историческую эпоху не считались в Греции настоящими хтоническими
божествами. С хтонической религией тесно связано и происхождение некоторых
богов, которые с течением времени стали олимпийцами. Таков был, например,
Гермес, который, как воспоминание о происхождении, навсегда сохранил за собой
функции проводника душ в царстве теней. Хтонического же происхождения и культ
Гефеста, который, как это доказано новейшими исследованиями, первоначально был
местным богом на острове Лемнос, где особенно деятельна была вулканическая
деятельность природы. Дионис и Деметра также примыкали к подземным богам, так
как являлись воплощением производительности земли. Настоящей стихией хтонических
божеств был, однако, загробный мир, царство теней; термин хтонического божества
в историческое время сохранился лишь за теми богами, деятельность которых была
связана с обителью Аида. Сюда относились Гадес (Аид), Гея (Земля), Персефона
(Кора), Геката, Евмениды и божества, воплощавшие ветры.
Общей эмоциональной первоосновой хтонического культа было чувство страха
перед загробной неизвестностью. В связи с этим и культ их принял особый,
отрицательный характер. У них не просили ничего, они не являлись "подателями
благ"; их умилостивляли, задабривали жертвами, требуя от них в вознаграждение
только одного — полного невмешательства в жизнь людей. Их культ был в глазах
греков как бы неизбежным злом. Это обстоятельство очень ярко оттеняется тем, что
хтонические божества в собственном смысле этого слова (то есть кроме тех, у
которых хтонизм являлся добавочным элементом или был связан с
производительностью земли) не имели во всей Греции ни храмов, ни оракулов, ни
даже жертвенников или алтарей. Единственным исключением была Элида, где имелся
организованный культ владыки царства мертвых Аида. Напротив того, божества с
частичным хтоническим элементом — Зевс, Деметра — имели в некоторых местах не
только алтари, но даже годичные праздники. Таковы были, например, хтонии в
Гермионе. Некоторое развитие хтонический культ получил в секте орфиков, которые
особенно подчеркивали хтонический элемент в Дионисе.
Кроме крупных богов, хтонический культ, как и все остальные, имел и
второстепенных божеств, иной раз не превышавших по значению простой
персонификации понятия, а также и своих героев: таковы, например, Танатос
(Смерть) и Мелеагр (Проклятие). Среди жертв, приносившихся для умилостивления
хтонических божеств, особое место занимала смесь молока и меда (μελιχρατον),
которая составляла специальную пищу этих богов; другим она не приносилась. Быть
может, в этой смеси следует видеть пережиток очень отдаленных времен;
хтонический культ сохранил в себе вообще очень много архаического и
первобытного. Антикварный характер обрядов и жертвоприношений по сравнению с
другими культами, в которых эволюция совершалась быстрее, внушал мысль о
наибольшей древности его, иной раз даже о его значении как исходного пункта для
всей греческой религии. |